Любовь Яшина
«Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками». (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
"Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками".
(Из опыта работы)
Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы дошкольного учреждения, его педагогического и медицинского персонала.
Публикация «„Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками“, (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Комплексное решение задач физкультурно-оздоровительной работы неразрывно связаны с воспитательно-оброзовательным процессом и требу-ют согласованной работы заведующей, медсестры и воспитателей, иными словами тех, кто решает общие важнейшие задачи - охрану жизни и укрепление здоровья детей.
В нашем дошкольном учреждение "Ягодка" мы стараемся создать благоприятные условия для полноценного физического развития детей. Имеем хороший физкультурный зал, спортивную площадку, просторные групповые участки. Это позволяет правильно организовать физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, вечера спортивного досуга. Проводим физ. занятия и утреннею гимнастику в тёплый период на воздухе. Составляем занятия по физической культуре так, чтобы они обеспечивали физиологическую потребность ребенка в движении в соответсвии с возрастом, способствовали улучшению физической подготовленности детей, развивали двигательные качества, укрепляли здоровье.
Медсестра периодически в разных возрастных группах во время утренней гимнастики и на занятиях физической культурой определяет моторную плотность, правильность подбора общеразвивающих упражнений и основных движений, определяет так называемую физиологическую кривую пульса. Для этого у одного-двух детей с помощью секундомера подсчитывается частота сердечных сокращений в минуту (количество ударов за 10сек. умножается на 6 до занятия и в конце). Частота сердечных сокращений у дошкольников в состоянии относительного двигательного покоя находится в пределах 86-98 ударов в минуту, в конце вводной части занятия увеличивается на 15-20 процентов по отношению к исходному уровню (до занятия, в основной части на 50-60 процентов, в подвижной игре частота пульса повышается до 70-90 процентов.
Мы считаем, что одной из задач комплексных решений физкультурно-оздоровительной работы является контроль за физическим воспитанием детей в ДОУ, проведение регулярных мед. осмотров: измерение длины и массы тела, окружности трудней клетки, жизненной емкости легких. Здесь одновременно оценивается и уровень физического развития. Всесторонний осмотр каждого воспитанника необходим для комплексной оценки состояния здоровья, один из критериев которого - уровень физического развития, его соответствие возрасту.
Мы уверены, что эффективность профилактических мед. осмотров зависит от правильного выбора и назначения оздоровительных мер, от тщательности выполнения. А это требует проведения систематического медицинского контроля, наблюдения за детьми, непосредственного участия в оздоровительных мероприятиях. Мы считаем, что белее пристального внимания со стороны медицинской сестры и воспитателей требуют дети у которых выявлены какие-либо отклонения в состоянии здоровья.
Как правило, дети, кто составляет вторую группу здоровья, чаще болеют, а при неблагоприятных условиях состояние их здоровья может ухудшиться, именно поэтому, мы считаем, что они так же, как и дети, страдающие хро-ническими заболеваниями - это уже третья группа здоровья- нуждаются в строго индивидуальном подходе во всех видах организованной, самостояте-льной деятельности и отдыха.
Для осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку воспита-телям необходимо владеть приемами медико-педагогического контроля. С этой целью медсестра знакомит воспитателей с результатами обследования детей, учит внимательно наблюдать за их поведением, настроением.
Мы уверенны, что индивидуальный подход к физически ослабленным детям особенно важен при определений объема различных нагрузок. И в этом плане врачебные рекомендаций помогают воспитателям планировать и осуществлять щадящий режим, то есть режим, который предусматривает индивидуальные нагрузки - умственные и физические, более длительный сон, ограничение нагрузок в процессе деятельности.
Нa педагогических советах стали обязательными отчеты воспитателей, где есть ослабленные дети, коротко рассказывать о результатах наблюдения за ребятами, это значительно повысило ответственность каждого сотрудника. Дети, выделенные в группу "риска", чаще посещаются воспитателями на дому. Свои наблюдения мы фиксируем в планах работы. При передаче смены регулярна информируем друг друга о самочувствии детей, особенно ослабленных.
В помощь воспитателям были приведены консультации, беседы на темы: «Признаки заболеваемости ОРВи», «Адаптационный период после перенесенных заболеваний».
По рекомендации педиатров в каждой группе ведется листок здоровья, где отмечены ослабленные дети и указаны приемы работы с ними. В каждой группе есть "Уголок здоровья". Тематика планируется медсестрой вместе с воспитателями.
Многочисленные наблюдения показали: даже несущественные отклонения в состоянии здоровья могут быть причиной повышенной утомляемости, снижению работоспособности, выносливости, сопротивляемости детского организма к воздействиям вредных факторов, в том числе и болезнетворным. Воспитателям были даны указания - принимать вce меры, чтобы охранять нервную систему детей, предупреждать утомление и переутомление. Поэтому наши воспитатели стремятся так построить педагогически процесс, чтобы утомление, возникшее в результате той или иной деятельности, легко устранялось включением физ. пауз, своевременным отдыхом восстанавливающим работоспособность. В структуру занятий включаем игровые и двигательные элементы, своевременно переключаем деятельности с одного раздела учебного материала на другой, правильно подбираем и расставляем мебель, используем полноценный сон и благоприятную обстановку в группе в процессе бодрствования детей, которая обусловлена, в частности, доброжелательной формой общения воспитателя с детьми и детей между собой, т. е всем тем, что способствует нормальному психологическому климату в ДОУ.
Итоги заболеваемости детей подводим ежемесячно, выявляем причины их возникновения. Так,было установлено, что дети перегреваются во время сборов на прогулку. Этот вопрос находился постоянно в поле зрения медсестры и воспитателей. Медсестра поставила себе задачу - обучить воспитателей и младших воспитателей методике выхода детей на прогулку, сейчас медсестра регулярна контролирует не только выход детей на прогулку, длительность, но и ее содержание, чтобы прогулка на участке была интересной, насыщена разнообразной деятельностью, т. е сочетала в себе подвижные и спортивные игры, труд и наблюдения. Ведь прогулка - это одно из важных средств закаливания организма. В процессе игровой деятельности педагоги рационально чередуют игры разной подвижности, которые обеспечивают равномерную нагрузку на организм. Важнейший раздел работы, требующий медико-педагогического контроля, -это оздоровительно-закаливающие процедуры в ДОУ. Для этого мы обеспечиваем благоприятное санитарное состояние в группе, нормальный воздушно-тепловой режим (регулярное проветривание, соответствие одежды гигиеническим требованиям.
Для каждой группы, с учетом индивидуальных особенностей и возраста детей, подобрали определенный вид закаливания. Так, например, в группе детей младшего возраста используются воздушные ванны, в средней группе -контрастное обливание стоп, полоскание горла, в старшей – контрастное обтирание, полоскание горла солёной водой (на стакан 1 грамм соли).
Организации систематических закаливающих мероприятий предшествовала большая работа по обучению кадров : проводились беседы, консультаций, практические занятия.
Мы понимали, что нельзя достигнуть желаемого оздоровительного эффекта только введением специальных закаливающих процедур. Поэтому тщатель-но налаживали организацию воздушного режима во всех помещениях. С этой целью, медсестрой совместно с воспитателями групп, были составлены графики проветривания. Медсестра систематически контролирует состояние воздушно-теплового режима в группах, физкультурном и музыкальном залах. Наибольшая эффективность проветривания достигается сквозным проветриванием. Сквозное проветривание проводится в отсутствие детей.
Регулярное проветривание помещения не только поддерживает благоприятную температуру воздуха, но и способствует снижению бактериальной загрязненности.
Работа по снижению заболеваемости не дает хороших результатов без действенного контакта с родителями. Стало правилом на каждом родительском собрании, какова бы не была его тематика,обсуждать вопрос о состоянии здоровья детей.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы, в которых они откровенно рассказывают об особенностях своих детей. К таким беседам мы - воспитатели готовимся заранее. Если тема затрагивает медицинские вопросы, то педагог предварительно консультируется у медсестры или же медсестра сама участвует в этой беседе. Проделанная работа дала свои положительные результаты: значительно улучшилась посещаемость детей, сократилось число заболеваний.
Практика показала, что успешная реализация поставленных задач зависит от условий, в которых организуется жизнь детского коллектива, комплексного осуществления оздоровительной о воспитательной работы с детьми, четко организованного медико-педагогического контроля.