Касимова Евгения
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]
▼ Скачать + Заказать документы
Для хорошей дикции и артикуляции всех звуков мышцы речевых
органов должны быть натренированы. У детей с дефектами речи мускулатура
языка, губ слабая, им необходима специальная гимнастика. Упражнения
направлены на решение конкретных проблем. В этой статье мы подробно
рассмотрим, какие тренировочные задания можно включить в
артикуляционную гимнастику для шипящих звуков.
Правильная артикуляция
Публикация «Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Темочки
Для чистого и четкого произношения звука [Ш] органы речи должны
занять следующее положение:
1. Губы округляются и выдвигаются слегка вперед.
2. Зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик).
3. Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней
части неба, но не прижимается к нему.
4. Бока язычка прикасаются к зубам.
5. Звук [Ш] образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части
языка.
6. Голос в артикуляции участия не принимает, поскольку [Ш] глухой.
7. Для произношения звонкого звука [Ж] язык занимает такое же положение, но
необходимо участие голосовых связок.
Искажение или невозможность произношения шипящих звуков
происходит из-за слабости мышц языка, открытого прикуса или укороченной
подъязычной связки. Решить проблему поможет ежедневная
артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.
Упражнения
В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для
звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с
добавлением голоса.
Каждое задание выполняется после показанного примера родителем
или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут,
на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд.
Бублик
Цель: тренировка мышц губ.
Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед,
чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых
занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между
зубами или карандаш.
Используйте веселое стихотворение вместо счета:
Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.
Месим тесто
Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в
межзубную щель.
Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами
небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик
через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая
проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и
широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот,
продолжая покусывать.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать
небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в
расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке
так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.
Вкусное варенье
Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.
Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю
губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из
стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.
Чашечка
Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное
варенье”.
Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.
Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над
нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно
представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.
Стих для упражнения «Чашечка» :
Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.
Качели
Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.
Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны.
Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик
упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх,
цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена
положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без
движения.
Грибок
Цель: тренировка подъязычной связки.
Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к
верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.
Фокус
Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.
Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот,
вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка
создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку.
Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено
верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.
Парус
Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.
Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за
верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.
На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:
Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?