Надежда Контарева
Консультация для родителей «Когда ребенок один дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных условий при подготовке к школе, является самостоятельная деятельность детей.
И эта новая школьная жизнь совсем не за горами. Хорошо, если ваш ребенок вступает в нее во всеоружии: умеет сам развернуть игру и организовать для неё сверстников, знает, как обращаться с инструментами, умеет составить сам задачу, придумать конец рассказа или сказки, творчески изобразить на рисунке свои впечатления…Это очень важно. А умеет ли он распорядиться собой без вашей помощи? Задумывались ли вы об этом?
Сегодня очень часто возникают ситуации, когда вы вынуждены оставить своего ребенка дома – выйти в магазин, дойти до пункта выдачи….Да и не только это. А повседневные дела не могут исчезнуть, их не сделает за вас никто другой. Поэтому надо приучать ребенка спокойно оставаться без взрослых в комнате некоторое время. Понятно, многим из вас на это трудно решится. Беспокойство естественно. Существует ли в вашей семье план воспитания самостоятельности ребенка в быту? Или вы руководствуетесь лишь одной потребностью - любой ценой сберечь ребенка? Рассказываете ли вы о том, что в квартире много опасных предметов, которые колются, режутся, имеются химикаты, лекарства, газовые и электрические плиты, окна и балконы? Если нет, то вы растите беспомощного человека, который скорее может попасть в беду, чем тот, который с детства знает значение и правила безопасного пользования опасными предметами в быту. Тезис – подрастет и приспособится, срабатывает в очень ограниченной степени. В каждом возрасте личность проходит определенную стадию формирования и то, что она «недополучила» на предыдущем этапе, совсем не обязательно восполнится на последующем.
Запоздалое развитие самостоятельности может оставить последствия гораздо значительнее, чем запоздалое ознакомление с грамотой и счетом. Потому что оно приводит к притуплению природных способностей ребенка ориентироваться в окружающем, приспосабливаться к нему.
По данным Всемирной организации охраны здоровья, в последние годы травматизм занял первое место среди причин детской смертности. Не болезни, а травмы!
Что же привело к этому, как не беспомощность дошкольников, неумение ориентироваться на улице, выполнять правила дорожного движения, непонимание возможных последствий от неумелого соприкосновения со средой.
По своей природе ребенок очень любопытен: ему все хочется рассмотреть, потрогать, попробовать. Лучше не прерывать этих попыток, а использовать их, воспитывая у ребенка навыки осторожности. Ведь дать ребенку жизнь – значит отдать его жизни, то есть послать на определенный риск. Можно ли в век научных открытий и бурного развития технологий предусмотреть все «опасное», с чем так или иначе столкнется ваш ребенок? Сегодня постоянно растет уровень возможных опасностей, связанных с развитием транспорта, новых видов спорта, разных форм отдыха. Ошибочна позиция, при которой родители пытаются за своей спиной спрятать ребенка от жизни. Позиция эта ограничена.
Как учить дошкольника самостоятельности в быту? Во первых, как можно раньше приучать к различным трудовым действиям, к помощи по хозяйству, к ответственности перед вами. Во – вторых, сделать опасные предметы знакомыми, то есть объяснить и показать, как ими пользоваться, когда они приносят пользу, а когда вред. В – третьих, учить детей откровенности, не наказывать за содеянное, а объяснить ситуацию. Это предотвратит возможность действовать за вашей спиной. И главное, оставляйте, даже специально не надолго ребенка одного. Волнуетесь, - подсматривайте для начала, что он делает без вас. Если еще маленький, - уберите с глаз предметы, назначение которых ему пока непонятно. Но попробуйте. Так вы привьете с детства привычку к осмотрительности и осторожности. Тогда ребенок в любой ситуации будет в состоянии задуматься, что несет новое и неизвестное, задумается над тем, как ему поступить.
Находясь наедине со своими мыслями, ваш ребенок научится получать удовольствие от таких игр. Кстати творчество требует того, чтобы вы периодически давали ребенку возможность самостоятельно играть, заниматься, трудиться. Созидание требует условий, когда можно сосредоточиться и подумать. Когда ребенку шестой год, он уже должен уметь себе выбрать занятие по душе, остаться один на полчаса дома, осторожно вести себя с опасными вещами.
Если ребенок с детства самостоятелен, он счастливый, жизнеспособный, уверенный в себе.