Маргарита Мусаева
Консультация «Классика для малышей»
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
В связи с этим важно обратить внимание на то,
какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Наукой доказано то, что классическая музыка
благотворно влияет на психику человека.
Классику можно слушать как в привычном для нас
исполнении, так и в адаптированном для самых
маленьких детей варианте (сборников с такими
обработками невероятное множество).
В адаптированных специально для малышей
Публикация «Консультация „Классика для малышей“» размещена в разделах
мелодиях привычные для классики музыкальные
инструменты заменяются инструментами с более
«игрушечным» звучанием. Например, в произведениях
В. А. Моцарта шарманка в аккомпанементе струнного
оркестра проигрывает более привлекательные мелодии
из "Волшебной Флейты", "Маленькой ночной
серенады" и многих других известных шедевров. Также
во многих произведениях можно услышать звонкое и
яркое звучание ксилофона, нежный голос флейты,
аккордеон и много других инструментов.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы
помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и
расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите
спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и
попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу,
на берегу моря, в саду или в любом другом месте,
которое вызывает у него положительные эмоции.
Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и
отдыхает каждая часть его тела.
Еще с древних времен
люди заметили, что
человеческий голос и звук
вообще обладают сильным
воздействием.
Исследования известных
ученых, педагогов
доказывают возможность и необходимость
формирования у ребенка памяти, мышления,
воображения с очень раннего детства. Не является
исключением и возможность раннего развития у детей
музыкальных способностей. Есть данные, которые
подтверждают факты влияния музыки на
формирующийся в период беременности женщины
плод и положительное ее воздействие на весь организм
человека в дальнейшем. Музыка влияет на
интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток,
отвечающих за интеллект человека. Не случайно,
занятия математикой в пифагорейской школе
проходили под звуки музыки, повышающей
работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост
одних клеток, замедлять рост других.
Но главное, музыкой можно влиять на
эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные
музыкальные произведения Моцарта, Бетховена,
Шуберта, Чайковского способны активизировать
энергетические процессы организма и направлять их
на его физическое оздоровление.
Наиболее благоприятного периода для развития
музыкальных способностей, чем детство, трудно
представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности
(то есть физиологические особенности строения
организма, например, голосового аппарата или органа
слуха) имеются у каждого. И если для музыкального
развития ребенка с самого его рождения созданы
необходимые условия, то это дает значительный
эффект в формировании его музыкальности. Природа
щедро наградила человека. Она дала ему все для того,
чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир,
Она позволила слышать все
многообразие существующих
вокруг звуковых красок.
Прислушиваясь к
собственному голосу, голосам
птиц и животных,
таинственным шорохам леса,
листьев и завыванию ветра,
люди учились различать
интонацию, высоту,
длительность.
Из необходимости и умения слушать и слышать
рождалась музыкальность – природой данное человеку
свойство.
Способна ли музыка с одинаковой силой
воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И
в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по
своему проявляет интерес и увлечение музыкой., отдаёт
предпочтение какому-либо музыкальному жанру,
любимому композитору, отдельному произведению,
имея определённый опыт слушания. Как учатся писать,
читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать,
оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая
динамическое развитие образов, столкновение и борьбу
контрастных тем и их завершение. Восприятие
слушателя должно следовать за всем ходом развития
музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный
своеобразный язык.
Ещё одна интересная особенность музыки –
воздействовать на человека с самых первых дней его
жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок
сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый
марш, и сразу меняется выражение детского лица,
оживляются движения! Ранняя эмоциональная
реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать
детей к музыке, сделать её активным помощником
эстетического воспитания.