Лучший педагог года

Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Ксения Свечникова
Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Для решения этой организационной задачи необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии. Один из таких инновационных методов кейс – технология.

Публикация «Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус», в переводе - необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.

Теоретические моменты понимания и применения кейс-технологии ДОУ

Родиной метода case - study являются США, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета.

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в НОД. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, это соответствует требованиям к образованию обучающихся любого возраста сегодня.

Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.

В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, их актуальное или проблемное изложение, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности (возрасту детей);

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;

• быть привлекательным и увлекательным для участников;

• быть наглядным - речь не только о предъявлении иллюстративного материала,

хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого

кейса;

• иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).

Рассмотрим существующие классификации кейсов и, соответственно, решаемые с их помощью типы задач. По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:

практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к реальной профессиональной деятельности. Именно этот тип кейсов правильно применять в дошкольном детстве, когда мышление детей чрезвычайно приближено к практике, а предметом обучения являются знания, которые возможно и необходимо применить сразу и в конкретной жизненной ситуации. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут или могли бы быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей.

Основной смысл исследовательского кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. В дошкольном детстве такой кейс применить крайне сложно.

Классификации кейсов и их характерные особенности отражены в таблице 1: Таб. 1. Традиционная классификация кейсов

Кейс Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения

Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание

Научно- исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование

В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Можно применять следующие кейсы :

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы :

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться.

3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

О пользе кейс-технологии и использовании кейсов в развитии и воспитании дошкольников.

Все авторы признают, что кейс-технологии обладают огромным развивающим потенциалом. Практики отмечают, что в случае целенаправленного и регулярного применения педагогами кейс-технологий дети дошкольного возраста :

• учатся получать необходимую информацию в общении со сверстником, со

взрослым;

• научаются соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать

вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к

себе обстоятельства;

• происходит формирование у детей навыков работы в команде;

• развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и

проблемных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;

• развивается информационная компетентность детей; они учатся применять

самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни

без затруднений.

Правила применения кейс-технологий.

Кейс-технологии – это интерактивные технологии, это – форма в которой мы организуем активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.

Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.

Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.

Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.

Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.

При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.

Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.

Типовая внутренняя структура кейсов :

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места,

особенности действия или участников ситуации,

• комментарии ситуации, представленные педагогом,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения (в форме иллюстрации, музыки и т. п.).

Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке кейсов, при предъявлении кейса дошкольникам. Ведь на работу ребенка во многом будет влиять ситуация взаимодействия не только с партнерами-детьми, но и со значимым взрослым – педагогов, предъявившим кейс.

Методические рекомендации к использованию кейс-технологии для формирования экологической культуры дошкольников

Прежде всего, педагогу для работы с кейс-технологиями необходимо осознать и принять те методологические принципы и подходы, на которых она строится. Принять и сделать их основой для своей деятельности и для работы с детьми.

Это культурологический подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ формирования культуры дошкольника. Имеется в виду не просто передача знаний и формирование представлений, а введение ребенка в культуру отношений, в понимание правил, в познание и применение ценностей, в понимание значимых образцов. Педагогу необходимо формировать представление о разумности норм, об их культурной и общечеловеческой обусловленности, о значении для общего блага. В диалог по поводу материалов кейса должны вводиться эти аспекты, именно к обобщениям такого гуманитарного и культурологического характера должен подводить педагог детей, работающих по кейсу.

Это деятельностный подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как коммуникативную и познавательную деятельность, как совместное творчество. Цель кейса – возбудить общение и мышление на тему экологии, охраны окружающей среды. Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка.

Это субъектный подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ поддержать ребенка в его активном познании мира, как способ поощрить его самостоятельности и инициативности. Педагог признает то, что ребенок-дошкольник – это личность, имеющая определенные представления о мире и собственный опыт безопасного поведения. Педагог не стремится «вставить» ребенку свои слова в рот, не стремится быстро выполнить задание, подсказав готовый и правильный ответ. Он даёт время на размышление и поиск, на актуализацию собственного опыта, на обоснование своего выбора.

Это индивидуальный (личностный) подход, который побуждает педагога, работающего с кейсом, к всемерному уважению личности детей-участников. Это проявляется, с одной стороны, в том, что педагог готовит интересные и посильные задания, актуальные и понимаемые детьми. С другой стороны, педагог в работе с кейсом «видит» каждого ребенка, его активность, его достижения, его интересные высказывания. И в ситуации оценивания работы по кейсу подчеркивает оригинальный или активный вклад ребенка в обсуждение

Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо следующее оборудование:

-проектор, экран, компьютерная техника (возможно ноутбук);

-аудиосистема;

-магнитная доска, набор магнитов;

-набор мелких игрушек;

-набор карточек (может предъявляться на экране).

Порядок организации детей на работу по кейсу

Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности, либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками». Дети организуются на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно и просматривают стимульный материал, и общаются. В связи с тем, что даже не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс, иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания. Рассмотрим подготовку к введению кейсов в группе. Воспитатель собирает детей и презентует им новую форму работы. Сообщает, что будет рассказывать о ситуациях, которые происходили или могут произойти с детьми – и задавать вопросы. Воспитатель вводит условное обозначение для этого вида работы (например, картинку).

В дальнейшем педагогу достаточно выставить такой знак (на экране или на картинке, и дети понимают тип работы, который им предстоит. Интересно, что в дальнейшем дети сами предлагают педагогу такую форму работы, предъявляя знак, самостоятельно организуются на подобную игру. Педагог рассказывает детям, что игра, в которую будут играть дети, коллективная, как в телевизоре. Обсуждают все дети - активно, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кому поручат. (Это очень важное условие работы по кейсам. Иначе получится, что это просто опрос по картинке или по воспринимаемой ситуации). Можно придумать «микрофон» для оглашения решения. В целом по каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них так же отмечается специальной меткой. Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы – и не торопиться, перескакивая с этапа на этап.

1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?» Педагог задает детям и контекстт ситуации – сообщает некоторые важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека.

2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – метка зелёный восклицательный знак – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации. Все правила, которые создают дети, мы рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку». Туда же помещать детские рисунки по изученной проблеме. Тогда в группе создаются альбомы, к которым дети могут обратиться в свободной деятельности, рассмотреть или предъявить друг другу.

Организационные моменты использования кейсов

Использовать предложенные кейсы возможно в следующих формах:

1) Как составную часть НОД познавательного или речевого цикла.

2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.

3) Как часть проекта по формированию экологического сознания. Опыт работы по кейс-стади и методическая литература однозначно свидетельствуют о том, что эффективной работа по технологии становится только при условии соблюдения системности.

Педагогу необходимо вводить детей в ситуацию практического познания и оценки ситуации, формировать культуру ведения диалога и полилога. В любом случае, ориентируясь на опыт Гарвардских ученых – авторов кейс-стади, можно утверждать, что до 4-5 первых предъявлений кейсов являются своеобразной ориентировкой и тренировкой. Рекомендуется включать кейсы в планирование педагогической работы с детьми– 1-2 раза в неделю. Сами по себе кейсы не занимают много времени, достаточно разнообразны, поэтому не будут утомительны для детей. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других

Вывод: Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Кейс-игра «Развивайка». Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста от двух до семи летКейс-игра «Развивайка». Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста от двух до семи лет Все игры собранные в данной кейс-игре, конечно же не новые, но собранные в одном пособии, являются удобными для закрепления имеющихся.

Кейс-технологии по сенсорике во второй группе раннего возрастаКейс-технологии по сенсорике во второй группе раннего возраста Кейс-технологии по сенсорике во второй группе раннего возраста Подготовила: Беловодская Инна Геннадьевна, воспитатель. Для того, чтобы.

Кейс-технологии в средней группеКейс-технологии в средней группе Для того, чтобы утренний отрезок времени в группе проходил интересно и с наибольшей пользой для ребят и удобно для воспитателей мы собрали.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды»Конспект НОД с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования. Задачи: • Познакомить детей.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2021 в 09:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Свечникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД