Ирина Алексеевна Печникова
Конспект занятия «Каждый по-своему маму поздравит»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Каждый по-своему маму поздравит».
(В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп»)
Цель: сформировать навыки и умения в передаче музыкально-художественного образа через обучение песенной импровизации.
Задачи:
1. Пробуждать активный интерес к творчеству через любовь к музыке, стимулировать способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам песенной, ритмической и инструментальной импровизаций.
Публикация «Конспект занятия „Каждый по-своему маму поздравит“» размещена в разделах
3. Стимулировать попытки импровизаций образов с помощью шумовых инструментов, а также исполнение музыкальных фраз на музыкальном инструменте (ксилофоне).
4. Вызвать у детей инициативу самостоятельного применения навыков импровизаций в игровой деятельности.
5. Воспитывать музыкальный вкус, оценочное отношение к собственной импровизации.
Предварительная работа:
На занятиях в группе дети совместно с воспитателем рассматривают иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят», вспоминают содержание. Просматривают мультипликационный фильм с одноимённым названием. Затем дети охотно рисуют, делают поделки из пластилина.
В группу воспитатель заносит шкатулку. Детям знакома шкатулка по музыкальным занятиям. Они догадываются, что прислал её музыкальный руководитель. Дети открывают её вместе с воспитателем. Внутри колокольчик с ленточкой. Входит музыкальный руководитель. Он интересуется, кому принадлежит колокольчик? Дети высказывают предположения, одно из которых – козлёнку. Музыкальный руководитель предлагает отправиться в сказку и самим стать её героями. Дети соглашаются. Разговор плавно переводится к весеннему празднику мам, расспросу детей о предстоящих поздравлениях и подарках для мам. Неожиданно для детей поступает предложение от музыкального руководителя поздравить маму Козу с 8 марта и, конечно же, поздравлять её будут козлята, роли которых будут исполнять дети. А как и чем, необходимо придумать. Дети предлагают подарить цветочек, кочан капусты и так далее. Выбираются предметы для подарков. Учатся рифмовать слова, придумывают фразы, некоторые из которых лягут в основу стихотворного текста, написанного воспитателем А. Д. Комаровой.
Таким образом, в течение нескольких дней подготавливается сюжет занятия в стихах для обучения детей песенной импровизации с элементами танцевальной и инструментальной.
Дидактические инструменты:
- костюмы: козы, шапочки козлят;
- деревянный дом, стол со стульчиками;
-музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещётки, колокольчики, бубен, ксилофон, треугольник.
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал, где для них приготовлены шапочки козлят и музыкальные инструменты. Они охотно принимают участие в действии.
Роль Козы исполняет музыкальный руководитель.
Важное условие: никаких музыкальных заготовок, только импровизация (как со стороны музыкального руководителя, так и детей).
Написанный текст и роли распределены детьми между собой и выучены наизусть с помощью воспитателя.
На полянке возле леса в небольшой избушке жила Коза с Козлятами. Однажды утром собралась Коза в лес.
Коза: Козлятушки, ребятушки!
Пойду я в лес, травки пощиплю,
Молочка вам принесу.
Хорошо себя ведите,
Меня дома подождите.
Дверь чужим не открывайте,
К празднику стол накрывайте. (Уходит).
Козлёнок: Маму надо удивить
Ей подарки подарить,
Песню спеть, иль станцевать,
Может что-нибудь сыграть?
Думайте, думайте,
Только поспешите,
Скоро мамочка придёт,
Ой, не подведите!
(Входит Коза)
Коза: Ну, вот, детишки, я пришла
Всем молока вам принесла.
Козлёнок: Ой, спасибо, мамочка,
За твою заботу.
И для тебя сегодня
Придумали мы что-то.
Козлята:
1. Подарю тебе цветочек,
Яркий, словно огонёчек,
Чтобы ты была всегда,
Молода и весела!
2. У меня морковка есть,
Сам не буду её есть,
Тебя сегодня угощаю,
Быть хорошим обещаю!
3. У меня для мамочки
Яблочко хрустящее,
Будет оно праздничным
Подарком настоящим!
4. Ну, а я тебе дарю
Свежую капустку,
Круглую, зелёную
И очень даже вкусную!
5. Я для милой мамочки
Бусы собирала,
Потихоньку, вечером,
Чтоб мама не узнала.
6. Ну, а я тебе принёс
Мешочек травки сочной.
Очень ароматной,
Я нюхал, знаю точно!
7. Для тебя я фартучек
Вышила красивый,
Чтоб была ты, мамочка,
Модной и счастливой!
Коза: Ой, спасибо, малыши,
Постарались от души.
По такому случаю
Можно поплясать,
Только вот не знаю,
Кто сможет нам сыграть?
Козлёнок: Дорогая мамочка!
Наш оркестр послушай,
Попляши под музыку,
Яблочко покушай.
Дети выбирают музыкальные инструменты. Звучит в записи русская народная песня. Под музыку дети исполняют свободную пляску с элементами импровизации, а также играют на инструментах, проявляя фантазию в воспроизведении музыкального ритма.
По окончании Коза благодарит своих деток.
Коза: Милые козлятушки,
Дочки и сыночки,
Деточки любимые,
Вы - мои цветочки!
Как меня сегодня
Вы все удивили,
Столько мне подарков,
Нужных подарили!
Занятие заканчивается. Процесс творческой импровизации получил своё развитие в дальнейшем - в игровой деятельности детей. Сменились образы: вместо Козы появились Медведица, Кошка, Зайчиха с детишками и другие.
Важно, что дети продолжают использовать песенную импровизацию, при этом совершенно свободно пользуются прямой речью (за неимением стихов). Отсутствие стихотворной рифмы в данном случае их не смущает.
Пожалуй, самым важным достигнутым результатом этой работы является передача детьми образа персонажа, его характера, что в дальнейшем поможет в создании собственных сочинений.