Лариса Хлюпина
Картотека игр народов Ненецкого автономного округа
▼ Скачать + Заказать документы
Народы Севера испокон веков считали одной из своих первостепенных задач — воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим безболезненно переносить даже самые сложные условия Крайнего Севера. В этой форме традиционного воспитания, особенностями быта, промыслом, средой проживания, ненецкий народ сумел выработать самобытные физические упражнения, национальные игры.
Публикация «Картотека игр народов Ненецкого автономного округа» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры народов севера
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Ненецкие подвижные игры очень самобытны, просты и интересны детям. В этих играх происходит овладение национальными видами спорта; развитие умений и навыков, таких как, память, внимание, восприятие информации; развитие навыков владения родным языком; гармоничное развитие личностных качеств; развитие концентрации и жизненных сил, выносливости, ловкости, сноровки.
Применение ненецких подвижных игр в старшем дошкольном возрасте помогает детям стать более ловкими, выносливыми, сильными и быстрыми.
В картотеке представлены ненецкие и коми игры, а также считалки и легенды к играм, собранные на территории НАО. Картотека удобна в пользовании, необходимо разрезать по линиям и собрать в карточки, которыми очень удобно пользоваться.
«Хейро – солнце».
Цель: развивать координацию движений быстроты реакции.
содержание
Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставным шагом и зовут солнце - хейро, хейро, хейро. В кругу сидит «солнце» - водящий. Когда «солнце» встаёт и выпрямляется, по хлопку «ловишки - солнца» игроки разбегаются. Все игроки увёртываются от «солнца» при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три в круг скорей беги!» те, кого водящий не задел, возвращаются в круг.
Потом меняются водящие.
«Парнеко – ведьма».
Цель: Совершенствовать координацию движений (бег врассыпную с препятствиями из разных исходных положений). Воспитывать взаимопомощь.
Содержание
Дети садятся на землю в полукруг с вытянутыми ногами. Парнеко прячется за чум.
Дети сидят и произносят следующие слова:
Мы смелые ребята
и в тундре мы живем
Не боимся мы ни волка,
а боимся Парнеко.
Где же ты Парнеко, выходи
и нас скорее догони.
На последние слова из- за чума выходит ведьма и говорит: берегитесь, догоню. И начинает догонять детей. По удару в бубен дети снова садятся в полукруг, ведьма уходит за чум. В следующей игре положение
меняется: лежа на животе, стоя на коленях.
Отбивка оленей.
Цель: Совершенствовать координацию движений (бег врассыпную из разных исходных положений).
Содержание
Чертится круг. Все играющие «олени» находятся в круге. Выбираются 5-6 «пастухов», которые находятся за кругом. Пастухи находятся в разных исходных положения (сидя, стоя, лежа на животе). По сигналу «Раз, два, три, отбивку начни!» «пастухи» бросают мяч в «оленей». «Олень», в которого попал мяч, считается «отбитым от стада». И пастух, как только попал в оленя, вскакивает и догоняет его. Каждый «пастух» выбивает 5—6 раз, потом подсчитывает отбитых «оленей». Бросают мяч только в ноги и по сигналу. Отбивать надо с места в подвижную цель. В следующей игре пастухи и олени меняются местами.
«Канюк и лемминги».
Цель: Развивать координацию движений (бег врассыпную и на четвереньках).
Содержание.
Ненецкой считалкой выбирается канюк. Остальные дети лемминги. Канюк сидит в своем доме. Лемминги бегают, и ходят по свом тропкам на четвереньках. В данной игре дети сами выбирают способ передвижения (бегают, прыгают, встают на четвереньки и затем снова бегут). По сигналу: Канюк летит! Бегите к своим норкам! Дети разбегаются по своим домикам. Пойманного «лемминга» «канюк» уводит к себе.
«Педхад хабэвко –
драчливые куропатки».
Цель: совершенствование координации движений (бег, подпрыгивание, скачки).
Содержание
В начале игры все дети куропатки бегают по площадке, размахивая крыльями, прыгая и подскакивая с ноги на ногу. В процессе движения дети разбиваются на пары и начинают бороться между собой, отталкивая друг друга грудью. После сигнала борьба прекращается и дети снова произвольно «летают» по площадке. По сигналу «бой!» куропатки снова возобновляют борьбу.
«Преодолей ров»
Цель: совершенствовать координацию движений.
Содержание
Дети делятся на несколько команд и выстраиваются по одному за линией старта. На расстоянии 15 метров кладётся бревно поперёк площадки. Вдоль бревна чертится линия, а через 50—70 сантиметров — вторая линия. Эти линии и будут рвом. По команде первые номера, перепрыгивая бревно, должны одновременно преодолеть ров одним прыжком. Обежав бревно справа, первые номера передают эстафету другим.
Можно наступать на бревно одной ногой, тогда ширину рва нужно увеличить.
«Оленьи гонки на тройках»
Цель: развивать быстроту в беге.
На противоположных концах площадки кладутся 2 шнура. Каждая команда разбивается на тройки: 2 «оленя» и «охотник».
В каждой команде по 3—4 тройки. «Охотник» берёт за руки стоящих впереди «оленей». По сигналу «Вперёд!» каждая тройка сначала медленно начинает движение и по сигналу «Бегом!» ускоряет бег и бежит навстречу друг другу от одного шнура к другому. Тройка, быстрее добежавшая до противоположного шнура, побеждает. Выигрывает команда, в которой оленьи тройки наберут больше призовых мест.
«Ерангода – караульщик (пастух)».
Цель: совершенствовать координацию движений (бег в чередовании с ходьбой, прыжки). Воспитывать взаимопонимание, развивать внимание.
Считалкой выбирается караульщик у него есть помощник – собака. Также выбирается волк. Остальные олени они лежат на пастбище и говорят пастуху:
Пастух, пастух!
Хотим мы ягеля!
Веди нас на ягельное место!
Караульщик погнал оленей пастись. Олени бегают по площадке, прыгают, бьют копытами. Вдруг слышится вой волка, и пастух громко кричит: «Волк идет!». Олени пугаются и убегаю домой. Пастух защищает оленей от волка, не задевая его руками. Пастуху помогает собака. Волк старается коснуться оленей рукой.
«Ханева – охотник».
Цель: совершенствовать координацию движений (бег в разных направлениях). Развитие быстроты.
Содержание
Считалкой выбирается охотник. Остальные птицы. Играющие договариваются, каких птиц они будут изображать (гуси, утки, гагары, лебеди). Затем определяют место обитания. По команде педагога «Птицы летают», дети бегают в разных направлениях, машут крыльями, щиплют травку, пьют воду, кричат голосом птиц. По команде «Охотник идет птицы улетают по своим домам. Охотник стреляет в птиц мягкими мячами – пулями. Игра повторяется 3 -4 раза.
«Пур – дымокур».
Цель: совершенствовать координацию движений (бег с изменением направления, ориентацию в пространстве. Развитие внимания.
Содержание
Детей делят на две группы на «оленей» и «комаров». Комары летают с жужжание по площадке, а олени бьются от укусов комаров. Олени начали тоже быстро бегать по площадке. Дети бегают по кругу 2-3 минуты, меняя направление бега через 1,5 минуты. На земле чертится полукруг – это дымокур. По команде дымокур олени должны успеть убежать за полукруг, а комары должны ловить оленей которые не успели встать за дымокуром. Комары бояться дымокура и им нельзя залетать за дымокур. Дети, стоящие за дымокуром приговаривают:
Вон, вон, вон!
Добытая отцами,
Сшитая матерями,
Ваша одежда прокоптиться!
Игра повторяется несколько раз.
«Ва – загон».
Цель: совершенствовать координацию движений (бег в разных направлениях). Развитие быстроты.
Содержание
Детей делят на 3 группы: «Олени», «нарты», «пастухи». Дети – «нарты» берутся за руки и встают полукругом лицом к «оленям». Это «загон». Олени перемещаются по площадке, отыскивая и выкапывая ягель. По сигналу педагога – загон 2 – 3 пастуха стараются загнать оленей в ворота загона. «Пастухи» пытаются замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда в нем окажется наибольшее число оленей. Олени стараются не попадать в круг. Дети – «нарты» крепко держатся за руки и не выпускают оленей. Если загон замкнут, то олени не должны вырываться. Игру повторяют 3 -4 раза, меняя роли.
Игра «Беги за тиртя тубка - за летящим топориком».
Легенда.
Жил в нашем стойбище непослушный мальчик. Решил однажды в лес сходить поохотится на песцов. А на улице пурга поднималась, но не послушался мальчик матери и ушел в лес. Взял с собой топор отца и ушел. Ходил по тундре, а метель усиливалась. Заплутал он в лесу никак дороги домой не мог найти. Завернулся в малицу и лег спать на снег. Сниться ему сон. Отец с матерью сидят дома в чуме и плачут о нем. Но вдруг отец говорит: «сын мой вставай, возьми мой топор, и кинь его по ветру, куда упадет, оттуда снова кидай. Так тебя топор и выведет из леса. Проснулся мальчик взял топор отца и начал кидать топор и догонять его. И так топор, и быстрые ноги мальчика не дали замерзнуть ему в тундре и стать умным, быстрым охотником. И с тех пор как только рождается в семье мальчик дарят ему топорик деревянный – талисман оберег.
Игра «Соберем морошку»
Рассказ.
Все северные дети любят такую ягоду как морошка. Вот пошли один раз дети в тундру за ягодой. Ходили, искали, нет ягод. Что делать, без ягод нельзя возвращаться домой. Вдруг одна девочка предложила, а давайте поиграем с ягодами. Начали дети петь:
«Мы по ягоды пойдем, веселее ножки,
Много, много соберем, ягоды морошки.
1 2 3 бери».
После слов дети затаивались, а морошка любопытная ягода выглядывала из под листиков. И в это время ребята, увидев ягоды, начинали собирать ее. До тех пор играли дети с морошкой, пока не набирали полных кузовов ягод. Вот какие находчивые северные дети.
Игра «Догони оленя».
Рассказ – легенда.
Было такое время в тундре, когда рождались слабые мальчики. Вырастали слабые охотники. Однажды шаман решил, что надо устраивать гонки за оленями, а догонять оленей будут будущие мальчики – оленеводы. Так они станут быстрыми как ветер и ловкими как олени. И так с давних пор повелось с малолетства дети стойбища тренируются, догоняя оленей.
«Хано нимня санарма –
Прыжки через нарты»
Цель: Развитие ловкости, выносливости. Закрепление техники прыжка, развивать легкость прыжка.
Содержание
Правила прыжков: прыгать необходимо одновременно на двух ногах, легко приземляясь между санками и не задевая санок.
Ширина детских деревянных самодельных санок 20-25 см, расстояние между санками около 30 см. В ряд ставится 5-6 санок, параллельно друг другу. Количество санок можно менять в зависимости от подготовки детей к перепрыгиванию.
«Хоркызнь – охота на куропаток»
Цель: продолжать развивать координацию движений (бег в разных направлениях, метание в цель, прыжки на двух ногах, скрестным шагом и с высоты).
Содержание
Дети изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки. На противоположной находятся 3 – 4 охотника. Куропатки летают, прыгают по кочкам по сигналу педагога «охотник» куропатки взбираются на возвышение. Охотники стараются попасть мягкими мячами в куропаток. После 2 – 3 повторений выбираются новые охотники. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Хищник
Цель: Развитие координации движения, ловкости, силы.
Содержание
Для игры нужна верёвка длиной 2—3 метра, на одном конце которой делают петлю и надевают её на колышек.
В игре принимают участие 10 и более человек. Одного играющего выбирают «хищником». Остальные — «рыбки».
Игрок, исполняющий роль «хищника», по сигналу берётся за свободный конец верёвки и бежит по кругу так, чтобы верёвка была натянута на уровне колен. При приближении верёвки к «рыбкам» они должны через неё прыгать.
Задетые верёвкой «рыбки» выходят из игры.
Считалочка
Все ребята встали в круг.
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый, погляди!
Самый смелый - выходи!
Считалочка
Сильный северный олень
Нас катает целый день!
Но на нарты всем не сесть –
Значит, ты останься здесь!
Считалочка
Вышло солнце из-затуч,
Уронило яркий луч
Прямо в травы и цветы.
Этот лучик ищешь ты!
Как по нитке, по лучу к солнцу
Я залезть хочу.
Вот я лезу в небо смело.
Только тучка прилетела,
И пропала солнца нить.
Я - упал. Тебе - водить!
Считалочка
Прибежала к нам лиса,
Через реки и леса.
Быстрым зайчиком в кусты –
убегай скорее - ты!
Коми – считалка
Отик-мотик, Кык-мык, Куим-уим, Нёль-моль,
Вит-низь.
Квайт-няйт,
Сизим-мизим,
Кокъямыс-мыкталысь,
Окмыс-прбмыс,
Дас-пас.
Пес чипас!
Коми – считалка
Огодым-могодым, Сьод сар-мод сар, Пийор-вийор, Пувер-павер, Пом, лин, сан, Бук. Лыйис!
Коми – считалка
Акото-пакото
Жу годома,
Аболь-фаболь
Румоно,Ики-брик
Драматики, Фронька!
Коми – считалка
Ато, като,
Кирмо, лёльо,
Чибо, чойо,
Рыб, раб,
Кали, пути,
Сором, битом,
Лежног, вежног,
Нок, пок, сок!
Коми – считалка
Чикили-микили,
Конарье-напарье,
Вильс-вальс.
Гулю!
Коми – считалка
Одылым-модылым
Сьод тар, под тар
Ниже бое,
Вартан пуо,
Гумъян, пегыш.
Ыз!
Коми – считалка
Ой, кый,
Куй, ней,
Вий, квай,
Сий, кокъяр.
Онтон, Макар
Томан, клещи,
Гужи, пуной.
Вань.
Коми – считалка
Анка-танка
Зима, зия,
Ющикован
Зелян-белян,
Борсь.
Дзебся да.
Коми – считалка
Гигин, гогин,
Напаръя.
Шыръя, пыръя
Локтом!
Коми – считалка
Атум, батум,
Тум, батум,
Тум, Терентий,
Атам бум.
Вуматери карандаш,
Турун вежа краска!
«Невод».
Цель: совершенствовать координацию движений (бег с изменением направления, ориентацию в пространстве.
содержание
Все играющие становятся в хоровод, изображающий невод. Выбирается «рыбка», На расстоянии 2 метров от хоровода устанавливают несколько украшенных лентами и флажками шестов. «Рыбка» находится в центре хоровода. Когда хоровод начинает двигаться, «рыбка», пробравшись сквозь «невод» под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют её. Если «рыбку» не догнали, и она спряталась за шестом, то она возвращается в хоровод. «Рыбке» — игроку, выбегающему из-под круга, надо проявлять ловкость, подвижность, смелость. Разрывать круг нельзя.
«Хоркызнь - липкие пеньки»
Цель: совершенствовать координацию движений (бег в рассыпную, с изменением интенсивности бега).
Содержание
Группа играющих из 3—4 человек садится на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. «Пеньки» не должны вставать с места.
Остальные ребята прыгают, бегают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пеньки» же должны постараться коснуться пробегающих мимо ребят. Кого запятнали, тот становится «пеньком».
«Куропатки и охотник».
Цель: продолжать развивать координацию движений (бег в разных направлениях, врассыпную).
Содержание
Выбираются два охотника. Остальные играющие - куропатки. Куропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начинают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как крыльями и имитируя крики куропаток: "ка-бэ, ка-бэ, ка-бэ-бэ. " В это время охотники маленьким мячиком стараются попасть в ноги товарищей.
Победителем считается охотник, поймавший много куропаток.
«Аньдорово - здравствуйте».
Цель: совершенствовать координацию движений (с изменением интенсивности движения).
Содержание
Дети делят на 2 равные группы. Дети стоят на разных сторонах площадки. Одна из групп идет спокойным шагом к другой группе, дойдя до детей, они протягивают руку и говорят «аньдорово». Те дети к которые стояли говорят «нет, лакомбой». После таких слов те дети, которые говорили «аньдорово» убегают, другие их догоняют. На следующий раз другая группа убегает.
«Талрава –
охота на зверей способом загона».
Цель: развивать быстроту в беге.
Содержание
Группу детей разделить на 2 подгруппы «охотники» и «звери». Охотники стараются загнать зверей в загон, замкнуть круг веревкой. По сигналу педагога дети стреляют в попавших в загон зверей мягкими мячиками. Целятся только в ноги. Игру повторяют 2 – 3 раза.
«Педхад хабэвко – драчливые куропатки».
Рассказ «шамана»
Иду я однажды весной по лесу и слышу, как куропатки клохчут: кабэв, кабэв, кабэв. Подошел ближе вижу, как два самца дерутся, бросаются друг другу навстречу, вприпрыжку набегают друг на друга с расправленными крыльями, а в землю ногами упираются. Куропатки птицы сильные и до устали борются. Далее педагог предложил детям побыть в роли куропаток. Дети с удовольствием принимают участие в игре.
Игра ««Невод».
Рассказ - быль.
Давным-давно в тундре в реке не было ни одной рыбки, все от страха уплыли в море. Все боялись огромной рыбы которая жила в реке. И вот собрались все и решили выловить страшную рыбу. Большой невод сплели и отправились на рыбалку самые смелые оленеводы. Всю ночь и день ловили, но рыба была очень быстрая. И вот решили рыбаки последний раз закинуть невод. Чудо случилось. Вытащили рыбу, а она оказалась совсем маленькой. С тех пор в реке нашей Печоре появилось много разных рыб, корюшка, навага, белая, семга, омуля, чиры. Затем «педагог – шаман» загадывает загадку о рыбе кто отгадал тот и вода, остальные невод.
Игра «Аньдорово»
Рассказ «шамана».
Было у меня пять сыновей. Все ловкие, сильные. Все у них получалось, но они почему-то забывали всегда здороваться и прощаться. Думал, я думал и придумал такую интересную игру как «Аньдорово». Научил я своих сыновей играть. Они научили всю детвору в стойбище играть. И с тех незапамятных времен наша деревня называется «Хонгурей», что означает приветливые люди.
«Догони оленя».
Цель: Развитие координации движений (бег в группах в максимальном темпе). Воспитывать умение сопереживать товарищам.
Содержание
Определяется расстояние для гонок (50-60 м). Выбираются пастухи-гонщики и по 3 оленя каждому гонщику.
Гонщики запрягают своих оленей в упряжку и становятся на линию старта. По сигналу "Хэй" - упряжки бегут к финишу. Побеждает прибежавшая первой упряжка. Соревнование можно проводить как командное, так и личное.
«Беги за тиртя тубка –
за летящим топориком».
Цель: Развитие координации движений (бег в максимальном темпе).
Содержание
Дети стоят в ряд на одной стороне площадки. Педагог сам метает деревянный топорик и как только топор касается земли дети на перегонки бегут до топора с максимальной скоростью. Побеждает тот, кто первым поднимет топор. Забеги повторяются 3 – 4 раза. Из каждого забега выявляются победители и в финальном забеге соревнуются только победители.
«Гонка оленей»
Цель: Развитие координации движений (бег в максимальном темпе).
Содержание
Дети стоят в ряд на одной стороне площадки они олени. На расстоянии 30 м от детей стоит один оленевод, он говорит:
Самый быстрый из оленей
Где ты?
1, 2, 3, беги ко мне быстрей!
После этих слов дети бегут до оленевода, самый первый прибежавший звонит в колокольчик. Забеги повторяются, и таким образом выбирается самый быстрый гончий олень.
«Лахацие нимня – через кочки»
Цель: совершенствование техники тройного прыжка и развитие быстроты в умении приспосабливать и регулировать длину шага.
Содержание
На земле чертятся 6 – 10 кружков диаметром 30-35 см на расстоянии 20-30 см друг от друга. Разбег 2-3 м. Прыжки через кочки повторить 3 – 4 раза.
«Соберем морошку».
Цель: Развитие координации движений (бег по кругу приставным шагом).
Содержание
Дети двигаются по кругу приставным шагом со словами
«Мы по ягоды пойдем, веселее ножки,
Много, много соберем, ягоды морошки. 1 2 3 бери» По окончании слов дети каждый собирает в свою корзинку ягоды. По сигналу педагога игра останавливается и идет подсчет ягод. Кто набрал всех больше тот и победитель.
«Ханебце няби пися –
сова и мыши»
Цель: совершенствовать координацию движений (бег через препятствия с высоким поднимание бедра).
Содержание
На площадке чертится столько кругов, сколько детей играет в игру. Считалкой выбирается сова, остальные дети мыши. Мыши бегают по площадке, перепрыгивая через встречающие препятствия. По сигналу «сова» дети бегут к своим домикам. Игра повторяется 3 – 4 раза.
«Лызенкова – игра в прятки»
Цель: Развивать быстроту внимание, выдержку.
Содержание
В начале игры счетом выбирается "прятка". Все играющие встают в круг. Один считает до десяти. Десятый становится "пряткой" и садится на санки, поставленные в центре круга.
"Прятка" закрывает глаза. По сигналу "прятка" идет искать. Все играющие прячутся, а "прятка" ищет спрятавшихся товарищей, кого нашел нужно обязательно догнать и опятнать найденного. Последний становится "пряткой", садится на санки и заж-муривает глаза. По сигналу воспитателя игра продолжается.
«Лэмороко – птички»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях и бег с ускорением.
Содержание
Дети стоят на одной стороне, они птички. Дети летают, изображая различных птиц тундры. По сигналу «ястреб» дети прячутся в укрытии.
«Пирдырма – соревнование»
Цель: совершенствовать технику тройного прыжка с места и с разбега. Развитие быстроты.
Содержание
Дети по тройкам прыгаю тройным прыжком и с максимальной скоростью добегают до шеста с колокольчиком. Кто первый позвонил тот и выиграл.
«Ена – ручьи»
Цель: Развитие координации движения, ловкости, силы.
На земле чертятся 3 линии на расстоянии 60-80 см и дети по парам перепрыгивают ручьи. Ручьи могут делаться шире, если дети справляются с заданием.
Считалочка
Прилетели в тундру утки - позолоченные грудки,
Чтоб утяток выводить.
А тебе сейчас - водить!
Считалочка
Дети всюду на земле - в тундре, в городе, в селе –
Летом, зимнею порой день проводят за игрой.
Только прежде чем играть, нужно всех пересчитать.
Чтоб узнать, кто все же будет догонять вас и искать.
А считалочки из тундры.
Выучить совсем не трудно.
Считалочка
На рассвете высью синей пролетают гусь с гусыней,
Окликают с высоты: - Выходи из круга - ты!
В МЕДВЕДЯ (коми игра)
Бросают жребий. Выбирают медведя, остальные — сборщики ягод. Медведь становится на четвереньках на полу. Его накрывают шубой либо одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают в посуду ягоды и при этом поют:
Медведушка - бабушка,
медведушка -бабушка,
Твою чернику собираем, твою
бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берем,
Плохие ягоды выбрасываем.
После этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймал внутри круга, становится медведем. Если же поймать никого не удалось, то снова остается медведем.
Воробей (коми игра)
По жребию выбирают водящего — воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей
И запел, как соловей.
— Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь
скажет: «мяу, мяу»,—стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.
МАЛЕНЬКИЙ
ВОРОБЫШЕК (коми игра)
Становятся в круг, игрок на кого упал жребий, внутри круга. Это — маленький воробышек. Он похаживает по кругу, остальные поют:
У маленького воробышка
животик болит.
Где ты был, где летал,
маленький воробышек?
У маленького воробышка
головка болит.
Где ты был, где ты летал,
маленький воробышек?.
В песне упоминаются и зубная боль, и перелом ноги, и ранение рук. Когда поют: «У маленького воробышка животик болит», «воробышек» ходит, держась за живот. Когда «головка болит», ходит, держась за голову и т. д.
Перечислят все болезни одного воробышка, потом выбирают нового, и игра продолжается заново. У того, кто сумеет лучше изобразить движения «больного» воробышка, он получается более смешным и интересным
Мышь и угол (коми игра)
Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом, остальные — мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов не-достаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка, дай мне угол, Мышка, мышка, дай мне угол!
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из одного угла в другой. А кот наблюдает за ними, и если останется какой-либо угол пустым, занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая:
Мышка, мышка, дай мне угол!
Кто ЗАСМЕЕТСЯ? (коми игра)
Все играющие берутся левой рукой за большой палец: соседа, образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу, приговаривают:
Из собственных рук
Ручка жернова.
У кого первым
Покажутся зубы —
Тому десять тычков.
Тому десять щелчков.
Тьфу! Тьфу! Тьфу!
После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто-нибудь всеравно не выдержит и первым засмеется (покажет зубы).
Тогда все игроки дают ему тычок по спине, щелчок по лбу.
Коми – считалка
Прс-торс,
Куим стбкан морс,
Он ко водит,
Он и ворс!
Коми – считалка
Отчыд мамо Ньобис боть
Кык лун видзи,
Сио поти
А модсо —
Пачын сот.
Коми – считалка
Серод тайто
Усис няйто,
Чеччыштас да
Бара шнёп!
Коми – считалка
Сеня Гриш,
Купеч бш,
Льбм пу плеш,
Молот юр,
Из гырддза,
Ала чуг!