Алла Бигбашева
Карточные игры для развития интеллектуального потенциала детей
▼ Скачать + Заказать документы
Карточные игры являются важным элементом образовательного и воспитательного процесса в детском саду.
Их цели и задачи:
Цели:
1. Развитие памяти – тренировка способности запоминания и воспроизведения информации.
2. Улучшение концентрации внимания – развитие умения сосредотачиваться на игре и следить за происходящим.
3. Стимулирование логического мышления – формирование навыков анализа ситуаций и стратегического подхода к игре.
4. Социализация – обучение правилам взаимодействия с другими детьми, навыкам сотрудничества и уважения к соперникам.
Публикация «Карточные игры для развития интеллектуального потенциала детей» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5. Эмоциональное развитие – воспитание терпения, умения справляться с разочарованиями и радоваться успехам.
6. Физическое развитие – координация движений рук при манипуляциях с карточками.
7. Повышение интереса к обучению – использование игровых элементов для привлечения внимания к новым знаниям.
8. Знакомство с окружающим миром – через тематику карточек дети узнают о природе, животных, предметах быта и многом другом.
9. Формирование базовых математических понятий – многие игры включают счет, сравнение чисел и другие элементарные математические операции.
10. Обучение правилам поведения – соблюдение правил игры способствует формированию дисциплины и ответственности.
11. Создание позитивного настроя – совместные игры вызывают радость и положительные эмоции, укрепляют дружбу между детьми.
12. Поддержка творческого потенциала – некоторые игры позволяют проявлять фантазию и креативность.
Задачи:
1. Закрепление знаний об окружающем мире (животные, растения, предметы).
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Формирование навыков счета и сравнения количеств.
4. Обучение основам классификации предметов по признакам (цвету, форме, размеру).
5. Тренировка зрительной памяти и ассоциативного мышления.
6. Улучшение речевых навыков через обсуждение хода игры и объяснение своих действий.
7. Воспитание терпимости и умения проигрывать без обид.
8. Стимулирование любознательности и желания узнавать новое.
9. Развитие навыков самоконтроля и управления эмоциями.
10. Поддержание активного игрового процесса, способствующего физическому и умственному развитию.
Таким образом убедившись в необходимости карточных игр, мы переходим к разбору конкретных инструментов.
МЕМОРИ
Игра «мемори» это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «мемори» еще называют игра «парочки». Играют обычно 2-6 участников, в зависимости от количества карточек. Свое название настольная игра «мемори» получила от англ. «Memo» (память) и полностью оправдывает свое название.
Правила игры «мемори» крайне просты:
Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. (Для малышей количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.) Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.
КТО ПЕРВЫЙ?
Ведущий показывает играющим карточки по одной и спрашивает: «Кто это? или «Что это?».
Тот, кто первым правильно назовет, что или кто на ней изображен, получает карточку себе.
Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает то кто соберет больше карточек.
• Вопросы по карточкам могут быть самыми разными, например «Какого цвета изображенный предмет?», «Какой формы?», «На картинке изображен одушевленный или неодушевленный предмет?» и т. д.
В более сложном варианте этой игры можно использовать английские названия изображенных на карточке предметов.
КТО БЫСТРЕЕ?
Один комплект карточек ведущий раздает поровну играющим, раскладывают их перед собой изображением вверх. А остальные (парные для первого комплекта) ведущий кладет перед собой изображением вниз. Затем берет карточки по одной и называет, что на них изображено. Например, «Звездочка». Игрок, у которого есть карточка с такой картинкой, говорит: «Мне нужна звездочка», берет карточку и кладет рядом со своей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для всех своих карточек пары.
ЛОТО ПО ПАМЯТИ.
Один комплект карточек поровну раздают всем участникам. Остальные (парные для первого комплекта) карточки раскладывают на середине стола картинками вверх. В течение какого-то промежутка времени игроки запоминают их расположение. Затем карточки в центре столе переворачиваются картинкой вниз. Игроки по очереди открывают по одной карточке. Если это их картинка, то забирают ее себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Выигрывает игрок, первым собравший для своих карточек пары.
НАЙДИ ПРОПАЖУ.
5-6 карточек раскладывают на столе рисунком вверх. Запомнив все картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Тот из игроков, кто первым вспомнит, что именно пропало, забирает карточку себе. Ведущий добавляет 2 новые, и 1 убирает. Игроки запоминают новый комплект карточек. Задание повторяется. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
ИДЕМ В ГОСТИ.
Эта игра предназначена для развития навыков ориентирования на плоскости.
Ведущий раскладывает 24 карточки рядами по 5 штук картинками вверх, а в центре оставляет пустое место. Отсюда игроки начинают движение. Ведущий задаёт первому игроку маршрут движения, по которому надо пройти, например: «Одна карточка вверх, две вправо. К кому или к чему мы пришли?». Ребенок отвечает. Теперь меняемся ролями.
ОПИШИТЕ МАРШРУТ.
Ведущий задает конечную и начальную точки маршрута. Например, «Самая нижняя карточка в первом столбце вторая сверху карточка в самом правом столбце». А игрок должен описать все возможные варианты достижения пункта назначения. Например, «Две карточки вверх, три вправо, одна вверх» или «Три карточки вправо и три карточки вверх».
Разумеется, любой вариант игры нужно оптимизировать, подстраиваясь под конкретных игроков и их возможности, а также тематику карточек. Но это совсем не сложно.
Ну, и, конечно, родители/педагоги, зная интересы и предпочтения своего ребенка, смогут придумать для него такие задания, которые станут особенно увлекательными и интересными.
Играйте! Играйте с удовольствием! Играйте вместе с детьми!