Оксана Орлова
«Каравай хлеба не свалится с неба». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Каравай хлеба не свалится с неба"
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Возраст детей: 5-6 лет
Тип занятия : интегрированное
Публикация «„Каравай хлеба не свалится с неба“, Конспект интегрированного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Тема: «Каравай хлеба не свалится с неба»
Цель: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь
Задачи:
Обучающие: расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека; закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России; обратить внимание детей на содержание труда; познакомить детей с орудиями труда – плугом, серпом, цепом, мельницей
Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, его вырастившим, к народным традициям
Планируемые результаты: предполагается, что дети узнают – откуда появляется хлеб на нашем столе; дети увидят и исследуют колоски и зерна пшеницы; у детей сформируются навыки бережного отношения к хлебу и уважение к труду хлеборобов, каждый раз садясь за стол, дети будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб
Предварительная работа: беседа о сборе урожая; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста
Оборудование: интерактивная доска, колосья, серп, каравай, мука, костюмы для Колоска и Хозяюшки
Для практической работы: лоток, земля, зерна пшеницы, фартуки, косынки, тесто, доски для раскатывания теста
Формы организации деятельности: постановка проблемы, познавательно –исследовательская деятельность, рассказ воспитателя, рассматривание слайдов, работа с пословицами, ответы детей на вопросы, практическая деятельность
В гости к ребятам приходит Колосок.
Колосок: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Колосок: (видит на столе стоит тарелка с остатками хлеба после завтрака) Ой, ребята, а что это у Вас?
Дети: Это остатки хлеба, мы не доели в завтрак
Колосок: И куда Вы его денете?
Дети: Отдадим птичкам, выбросим
Колосок: Выбросите? Да Вы что, разве так можно. А вы знаете, что к хлебу надо относиться бережно и как тяжело он достаётся? (ответы детей)
А хотите узнать, откуда пришел хлеб? Я приглашаю вас в гости к Хозяюшке.
Дети идут в избу, где их встречает Хозяюшка (слайд №1)
Хозяюшка: Милости просим, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь,
Да рассказывайте, с чем пожаловали.
Колосок: Хотим, чтобы ты нам про старину рассказала
Дети: Да поведала, откуда хлеб к нам на стол пришел?
Слайд №2
Хозяюшка: Хорошо. Я предлагаю Вам перенестись на некоторое время назад. Как будто мы попали в старину. (Обратить внимание на слайд, накинуть платочки, подвязать пояски). Посмотрите и комната, в которую мы попали необычная. Сказ наш пойдет о том, как раньше люди хлеб выращивали. Работа эта очень тяжелая, и выполняли все вручную.
Слайд №3
Хозяюшка: Сначала люди подготавливают землю. Вот она, земля – матушка (показать детям миску с землей, потрогать ее) Потрогайте ее, какая она? (ответы детей). Правильно, мягкая, нежная, теплая. Люди очень бережно к земле относились, разговаривали с ней. Они верили, что если к ней относится с любовью, то и она ответит тем же, т. е. хорошим урожаем. Чтобы она «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Делали это при помощи плуга, который тянула лошадь. После того как поле вспахано, его боронили, т. е. разбивали все комья, и почва становилась рыхлой.
Слайд №4
Хозяюшка: Крестьяне подготавливали зерно, перебирали его. Затем наступало время сева. К этому делу относили очень ответственно. Выходил сеятель в белой или красной (праздничной) рубахе, на груди висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, при этом он читал молитву, после сева зерна нужно было заборонить. А хотите тоже хлеб посадить? Я подготовила для вас лоток. Возьмите землю, рассыпьте и разровняйте ее. А теперь сеем зерна. Но вот так их нельзя оставлять, склюют птицы. Надо заборонить, засыпать землей. А что нужно, чтоб хлеб вырос? (ответы детей) Правильно, вода, свет и тепло. Теперь польем, и вы заберете лоток в группу, поставите на окно и будете ухаживать за ним и наблюдать, как растет хлеб.
Слайд №5
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Слайд №6
Хозяюшка: Ну, вот в поле зёрна созрели. Начинается жатва, очень ответственная пора. Работа была очень трудная, самое главное вовремя собрать урожай. Собирали зерновые косами и серпами. (рассмотреть серп). Скошенные растения увязывали в снопы.
Слайд №7
Хозяюшка: Колоски все собраны. А как же нам отделить зернышки? (ответы детей). Правильно, обмолотить. И использовали для этого колотило или цепы (рассмотреть, люди ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Тяжелый это был труд? (ответы детей). Да, очень тяжелый.
Хозяюшка: (рассмотреть зерно) Как же из зерна получают душистый хлеб? (ответы детей)
Слайд №8
Хозяюшка: Правильно, зерно нужно отвезти на мельницу. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. (показ) Со временем зерно стали перетирать ручной мельницей – жерновами – (показ). Работа это тоже была очень трудоемкой и тяжелой. Давайте попробуем сами сделать муку. Засыпаем зерна в мельницу и молем. (выполняют дети, рассмотреть результат, сделать вывод)
Хозяюшка: Ну вот, наконец, получилась мука (показ, пощупать руками). Можно приступать к выпечке хлеба.
Слайд №9
Рецепт у каждой хозяйки свой. Замешивали тесто в квашне (показ) - деревянной кадушке. Тесто выстаивалось «гуляло» в теплом месте. Сформировав округлые хлеба, на хлебной лопате (показ) его отправляли в печь. В выпечке хлеба принимали участие все женщины в доме. Они вкладывали всю душу в это занятие. И получался каравай вкусным, воздушным. (Рассмотреть каравай). На что похож каравай? С чем его можно сравнить? (на круг, на солнышко)
А вы хотите поиграть в игру, в которую играли дети в старину?
Проводится русская народная игра «Бай, качи-качи-качи!»
Хозяюшка: А какие еще изделия из муки вы знаете?
Дети называют, рассматриваем слайд №10
Хозяюшка: А вы хотите стать пекарями? Давайте оденем фартучки, косынки и примемся за работу. Что нам надо, чтоб замесить тесто? (ответы детей, показ)
Тесто я уже замесила, выстаивала в теплом месте. Теперь оно готово к выпечке. Но нам надо и наши пальчики подготовить.
Пальчиковая гимнастика «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
Хозяюшка: Налепили вы разных калачей – бараночек, надо их выложить на противень и отнести на кухню, чтоб повара нам его выпекли.
Хозяюшка: Ну что ребята, легко ли достается хлеб? Много труда надо в него вложить? (ответы детей)
Слайд №11
Хозяюшка: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Хлеб был своеобразным послом мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Ведь недаром же самых уважаемых гостей до сих пор встречают традиционным хлебом с солью.
Колосок: А вы знаете пословицы о хлебе? (дети называют пословицы)
Ребенок: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В нем здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
потрудились на земле,
в нем - Земли родимой соки,
солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!
С. Погорельский
Колосок: Посмотрите, сколько много пословиц вы знаете о хлебе, о том, что его надо беречь и какое замечательное стихотворение прочитали. А тогда почему же вы его не бережете, небрежно относитесь к хлебу, в котором наша сила!
Слайд №12
Колосок: А у меня для вас есть кусочек черного хлеба. Но хлеб этот не простой. Это осьмушка хлеба, т. е. восьмая часть от целой буханки. Вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время войны люди голодали, а в городе Ленинграде, который находился в блокаде у немецких захватчиков почти 3 года, эти 125 грамм были нормой хлеба на целый день. Возьмите в салфетке и подержите в ладошке. Это много или мало? (ответы детей) А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Давайте разделим его на всех и съедим. Вы наелись? (сделать выводы о значении хлеба в жизни человека) Вы поняли, как дорог каждый кусочек хлеба? Ребята, я надеюсь, что вы будете беречь хлеб, доедать все до последней крошечки?
Дети: Да
Воспитатель: Ну что ребята, теперь вам понятно, как же это трудно хлеб выращивать?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, какой путь проделывает хлеб, прежде чем он попадет к нам на стол (составить алгоритм выращивания хлеба, показать схему) Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! Ребята давайте запомним простые правила.
• К хлебу нужно бережно относиться.
• Не крошить хлеб во время еды
• Не оставлять недоеденные кусочки хлеба
• Не выбрасывать хлеб
• Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Воспитатель: Спасибо Вам, Хозяюшка и Колосок за столь интересную экскурсию. Я думаю, что мы с ребятами пересмотрим свое отношение к хлебу и будем беречь его.
Хозяюшка: Пожалуйста. Вот вам лоток, в котором мы посадили хлеб. Ухаживайте за ним, поливайте, наблюдайте, как растет хлеб. До свидания!
Колосок: До свидания!
Дети: До свидания!