Инна Жарская
Консультация для родителей «Капризы, упрямство и способы их преодоления»
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства : в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы, выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём". Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов : в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. В недовольстве, раздражительности, плаче, в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале. Из жалости или желания понравиться. 2. НАДО ХВАЛИТЬ: за поступок, за свершившееся действие, начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. Уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно. 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки). после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват). Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался, когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны, когда вы сами не в себе.