Галина Макарова
Консультация для воспитателей «Какой труд доступен детям в 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд для детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
А. С. Макаренко
Публикация «Консультация для воспитателей „Какой труд доступен детям в 5–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Детский труд - это привлечение детей к работе на регулярной основе. Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми.
Виды и формы трудовой деятельности в детском саду.
- Самообслуживание
-Хозяйственно-бытовой труд
-Труд в природе
-Труд ручной
Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду:
-поручения,
-дежурства,
-коллективная трудовая деятельность
В старшей группе детям предоставляется большая самостоятельность в процессе трудовой деятельности. Дети начинают трудиться коллективно. Например, воспитатель предлагает всем детям вместе посадить лук, постирать кукольное белье ( число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7 и больше). Каждый из детей получает конкретное задание. Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда : каждый потрудился и вместе выполнили общую работу. В старшей и подготовительной к школе группах организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др.
Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:
- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
- целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок игровую зону, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.
Можно организовать в группе «мастерскую добрых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол. Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу : способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.
Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.