Квитченко Ольга
«Какой дом прочнее». Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Какой дом прочнее
Цель: формирование знаний детей о камнях и их основных свойствах через экспериментирование.
Задачи
• Образовательные: вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качеств камня (прочный, крепкий, твердый) через сравнение с противоположным по признакам предметом – ватой, и его пользе; формировать умение детей с помощью воспитателя делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Публикация «„Какой дом прочнее“, Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• Воспитательные: воспитывать у детей сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия. Стимулировать сопереживание персонажам произведений, желание и готовность помочь им в проблемных ситуациях.
• Развивающие : развивать у детей диалогическую речь, познавательные интересы, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные связи, воображение. Стимулировать интеллектуальную, творческую и коммуникативную активность.
ООД построено в форме опытно-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей:
Приоритетная образовательная область:
Познание : развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
Социализация: развитие игровой деятельности детей.
Интеграция образовательных областей
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Труд: развитие трудовой деятельности;
Речевое развитие: развитие навыков диалогической речи
Безопасность: приобщение к правилам безопасности для человека.
Художественно-эстетическое: развитие детского творчества; мелкой моторики рук.
Музыка: приобщение к музыкальному искусству;
Физическая культура: накапливание и обогащение двигательного опыта детей
Материал и оборудование:
речные камни разного размера, вата, вода пластиковые стаканы, тарелки, ложки по количеству детей, макет дома из пластилина плоскостной, макет дерева с дуплом для совы, звукозапись «Шум ручья в лесу», макеты елок и деревьев, голубой материал для имитации ручья, костюм для совы (накидка, очки, нос, шапочка); слайды домов из камня, инструкции с напоминаниями о правилах поведения.
Предполагаемые результаты: дети знают о свойствах камней, способны производить умозаключения на основе полученных знаний; они эмоционально отзывчивы, любознательны, проявляют интерес к экспериментам с объектами неживой природы.
Активизация словаря:
Камень: твердый, прочный, тяжелый, каменная крошка
Вата: мягкая, легкая, не прочная,
Структура занятия:
• Водная часть: (организация детей)
• Основная часть: (практическая деятельность)
• Заключительная часть (подведение итогов)
Методы и приемы:
• словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
• наглядный (картинки, оборудование для познавательно-исследовательской деятельности);
• практический (пальчиковая гимнастика, проведение экспериментов с камнями и ватой, создание образа дома из каменной крошки);
• игровой (игровой сюжет);
• методы контроля, педагогической поддержки (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).
Ход
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? Замечательно, значит, вы будете рады нашим взрослым друзьям, которые пришли к нам в группу. Поздоровайтесь с ними.
Гости пришли посмотреть, что вы научились делать в этом году, какие стали умненькие-разумненькие. Я хочу, чтобы у вас все получилось и целый день было хорошее настроение!
А занятие у нас сегодня секретное. Потому что то, чем мы будем с вами заниматься, знает только тетушка Сова. Давайте к ней отправимся.
2. Мотивирование
Дети подходят к дереву с дуплом, стучатся. Из дупла выглядывает Сова.
Сова: здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья! Я рада снова видеть вас. Сегодня мне понадобится ваша помощь. Пришло письмо от лесных жителей. Вот что они написали (читает письмо)
Стоял в поле теремок,
Жили звери дружно в нем.
Там тепло, уютно было.
Но однажды к ним медведь
Через крышу начал лезть.
И сломал им теремок.
Звери плачут и страдают,
как же зиму пережить?
Из чего же дом построить
Чтобы крепкий был и прочный.
И тогда медведь сказал:
Будем строить мы из камня
Но зайчишка возразил:
Я хочу построить дом из ваты
И достал кусочек ваты.
Звери думали, гадали и решили вас позвать, чтобы выяснить, из чего же лучше построить дом: из камня или из ваты.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь жителям теремка?
А как вы сможете им помочь? (размышления детей)
Чтобы принять правильное решение, давайте отправимся в лесную лабораторию, туда, где будем исследовать камни и вату. Итак, в путь.
3. Дорога в лабораторию
(Звучит музука– шум воды и леса)
(Подходим к ручью (длинная голубая ткань, через который надо пройти. Возле ручья лежат камни большие и маленькие.)
Воспитатель: Дорога в лес лежит через широкий ручей, нам надо через него перебраться. Как же это сделать?
(Можно пройти по мостику, сделанному из камней.)
Дети проходят по камням.
Воспитатель: вот какие камни, большие крепкие, настоящие булыжники.
4 Проведение опытов
Воспитатель: Вот мы и в лесной лаборатории.
Я прошу вас удобно садиться за столы. (воспитатель следит за осанкой). Но прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, ведь они должны работать точно и аккуратно.
1 Пальчиковая гимнастика.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шел,
А в саду тюльпан расцвел.
2. Правила безопасного поведения: показываю картинки-напоминалки, дети по ним рассказывают о правилах поведения за столом во время исследований.
3 Займемся опытами.
1Начнем с камня. Возьмите его в руки и попробуйте помять. Какой камень? (твердый, крепкий). Попробуйте его сломать. (не получается – он прочный)
Возьмем вату. Какая она (мягкая) Попробуйте разорвать (Рвется, значит, она непрочная)
Итак, камень - прочный, а вата- непрочная. (из камня дом будет прочным, а из ваты –нет)
2
Проверим, что тяжелее. Возьмите камень, положите на ладошку. Наберите носиком воздух и подуйте на камень потихоньку. Наберите воздуха побольше и подуйте сильнее. Удалось сдвинуть камень с места? (Нет, значит, он тяжелый)
А теперь возьмем вату и подуем на нее потихоньку, а потом сильнее, прерывистым выдыханием. Что случилось с ватой? (Она улетела, значит, легкая).
В: Итак мы убедились, что камень тяжелый, а вата – легкая. (При ветре дом из камня будет прочно стоять на месте, а из ваты разлетится во все стороны)
3
А теперь мы посмотрим, что же будет с камнем и ватой, если пойдет дождь.
Возьмите ложку, наберите в нее воды и полейте на камень. Что с ним происходит? (Он стал мокрый сверху, но воду не впитал, не промок насквозь)
Теперь польем водой вату. Что с ней происходит? (Она впитала воду, стала мокрая насквозь (значит вся) и даже разваливается.)
Если построить дом из ваты, то он промокнет насквозь во время дождя, развалится, а из камня только сверху будет мокрый)
Вывод : Ребята, так из чего же лучше построить дом жителям теремка? (Из камня. Он будет прочный, надежный, не промокнет, при ветре не улетит.)
4. Художественное творчество
Воспитатель: Камни приносят людям большую пользу. Давайте пройдем в художественную мастерскую. (Дети подходят к переносному мольберту на котором прикреплены фотографии домов из камня) Я хочу показать вам фотографии домов, сделанных из камня или украшенных камнями. (2-3 фото). А вы бы хотели украсить дом камешками? (ответы детей)
В нашей мастерской есть дом, который сделан из пластилина. Украсим его мелкими камешками, или каменной крошкой.
Дети подходят к столу, на котором лежит плоскостной макет дома, залепленный толстым слоем пластилина. Берут камешки (мраморная крошка) и налепляют их на пластилин, создают образ дома. Любуются домом.
Беседа во время изготовления дома
В: Вот какой у нас получился дом : крепкий, надежный, прочный. Кому мы его подарим? Давайте отдадим Сове, а она отправит его мишке и зайчику.
А теперь пора возвращаться к Сове, рассказать, смогли мы выполнить ее задание или нет.
7. Рефлексия
Дети подходят к Сове.
Сова: Ну что, мои маленькие друзья, выполнили задание? Так из чего же лучше построить дом: из камня или из ваты? Почему (ответы детей)
Воспитатель: тетушка Сова, а еще мы сделали для зверей подарок - дом из камешков.
Сова: спасибо, какие вы молодцы! Конечно, я отправлю его.
Воспитатель: девочки и мальчики, а вам понравилось выполнять задание тетушки Совы? (ответы детей)
Тетешка Сова, готовь нам новые задания, мы будем их выполнять!
Сова: Хорошо, приготовлю. Ребятки, вы такие молодцы. За ваш труд я приготовила вам подарки.
Хочу подарить камешки, да не простые, на них красками нарисован мой портрет. Это вам на память.
Прощаются с Совой, с гостями. Занятие окончено