Cветлана Трофимова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как живут наши пернатые друзья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цели:
• Развивать познавательный интерес, внимание, память и мышление при наблюдениях за птицами;
• Развивать у детей умение подмечать простейшие связи между формой клюва и питанием птиц;
• Воспитывать любознательность в процессе познавательно деятельности во время зимовки птиц;
• Формировать положительные взаимоотношения детей к живой природе;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Как живут наши пернатые друзья зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
• Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Материал:
Репродукции леса и городского пейзажа с птицами, репродукция с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.
Предварительная работа:
Наблюдения за птицами. Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц»; Н. Сладков «Еловая каша»; В. Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь»; В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».
ХОД деятельности:
Воспитатель. Ребята, к нам прилетел попугай, его зовут Кеша. Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку?
Какой, это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
В какое время года бывает мороз?
Кеша не знает. Помогают дети: зима чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу
А как зимуют наши младшие друзья – птицы?
Чем мы им можем помочь в это трудное время?
Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.
Педагог вывешивает репродукцию с изображением кормушки.
К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.
(дети выбирают картинки и объясняют свой выбор.)
Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц? Что это за птицы?
Ответы детей: перелетные: ласточка, мухоловка, зырянка.
Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные гости – снегири и свиристели.
Педагог вывешивает репродукцию – городской пейзаж с зимующими птицами.
Воспитатель. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Голуби сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди кинут корм. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими птицами и больше летают около жилья человека.
Педагог вывешивает репродукцию леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.
Воспитатель. Но большинство птиц, все же живет в лесу. Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними Кешу.
На полянке между кустов виды следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, дятлы.
В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их.
Ответы детей: клест, свиристель, чиж.
Воспитатель. Ребята, перед вами конверты с заданиями. Откройте конверт, узнайте задание и выполните его и расскажите Кеше, что вы сделали.
Задания:
• «Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след;
• «Зимующие – перелетные» - отделить зимующие от перелетных;
• «Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;
• «Кто на кормушку прилетел» - найти зимующих птиц;
Дети рассказывают, что они сделали. Кеша оценивает их ответы.
Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Кеша отгадывает, что это за птица.
Воспитатель. Поведение птиц на протяжении зимы различно. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы.
А где же ночуют птицы? Синицы – гаички, хохлатые, поползни, пищухи, ночуют в дуплах по нескольку птиц, и даже в сильные морозы не вылетают оттуда.
Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это глухари, тетерева, белые куропатки.
Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они спят в тепле и прячутся от хищников.
При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом взлетают. Питаются они березовыми почками и сережками.
Воспитатель. Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот еще одна удивительная птица.
Педагог вывешивает репродукцию – клест.
В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вьют теплые гнезда. Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекая подружку, сидящую в гнезде, и кормит ее и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птицам будет трудно добыть корм.
Сегодня вы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают и ученые – орнитологи. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время,
«Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»
Давайте, ребята, придумаем знаки
– правила охраны птиц зимой. Дети предлагают и объясняют свои знаки.
Итог:
Воспитатель: Мне понравилось, как вы рассказали попугаю Кеше ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. О важности подкармливать наших пернатых друзей зимой, помогая им выжить в холода и морозы. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.
А когда мы пойдем на прогулку, возьмем корм, который вы принесли и покормим птиц.