Татьяна Аугайтене
Консультация «Как воспитать толерантного человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема моего выступленея «Как воспитать толерантного человека» (формы, методы, приемы работы).
СЛАЙД 1 Тит. лист «КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА»
СЛАЙД 2
Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Т - терпение.
О - ответственность
Л - любовь
Е - единство
Р - радость
А - активность
Публикация «Консультация „Как воспитать толерантного человека“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Н - надежность
Т - товарищество
Н - нравственность
О - общение
С - сострадание
Т - терпимость
СЛАЙД 3
Толерантность - это тоненький лучик света, лучик понимания и
взаимного уважения, лучик терпеливости и выдержки, и чтобы этот лучик стал большим и ярким солнцем, нужно, чтобы каждый человек научился его видеть.
Слайд 4
Интересный факт: На территории РФ проживают представители более 200 национальностей (этнических групп). На территории Смоленской области зарегистрировано 24 национальные общественные организации, и проживают представители более 120 национальностей. В нашем детском саду ….
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению необходимо привить желание быть добрым по отношению к каждому человеку на Земле.
У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься — ты хороший человек. С тобой весело играть — ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь узнавать новое — ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению).
В формировании основ толерантного сознания особая роль должна быть отведена именно дошкольному образованию и воспитанию, так как эта ступень образования является начальным этапом в полноценном и гармоничном развитии ребенка. Дошкольникам в детском саду очень сложно объяснить реальный смысл слова «толерантность», поэтому используются такие понятия как «дружба», «сострадание», «любовь», «понимание» и «мир».
Сам процесс формирования основ толерантного сознания является длительным, с включением систематической и комплексной работы в повседневной деятельности дошкольников, во взаимодействии ребенка со сверстниками, педагогами, родителями и окружающими людьми. Воспитание основ толерантного сознания не ограничивается только усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы сформировать и утвердить в качестве внутренней установки у дошкольников навыки толерантного поведения по отношению к окружающему. В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного и осознанного выбранного отношения к поведению и поступкам другого.
СЛАЙД 5
Цель: создание условий для формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста
СЛАЙД 6 Достижение данной цели возможно при решении задач,
- формирование представлений об индивидуальных особенностях людей и толерантных установок по отношению к ним;
- формирование готовности к принятию другого, имеющего отличительные особенности в качестве партнера по общению;
- развитие умения оказывать социальную поддержку, в том числе в форме речевых высказываний, демонстрировать положительное отношение к другому;
- развитие умения регулировать свое поведение во взаимодействии с людьми на основе положительных установок и находить выход из конфликтных ситуаций;
- развитие способности осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- развитие чувства близости, доверия, безопасности по отношению к миру и другим людям.
Основными направлениями работы дошкольного учреждения по формированию толерантности у детей дошкольного возраста являются: (слайд №7).
• позитивное отношение к людям с ОВЗ,
• других национальностей, вероисповедания;
• изучение национальных особенностей своего народа и других народов на примере фольклора;
• формирование навыков коммуникации;
• развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов.
(СЛАЙД №8)
Базовые составляющие по формированию толерантности выделяются на основе специфики возрастных особенностей детей дошкольного возраста, ими являются:
• 3-4 года – формирование доверия к миру и общих позитивных установок в коммуникации;
• 4-5 лет – преодоление конфликтности и формирование установок на сотрудничество с другими, основанное на соблюдении общих правил;
• 5-6 лет – расширение преставлений о многообразии проявлений особенностей людей и человеческой индивидуальности, формирование толерантных установок и толерантного поведения по отношению к ним;
• 6-7 лет – формирование системы оценочных суждений и связанных с ними общих толерантных установок, как регуляторов поведения, овладение социокультурными нормами и правилами взаимодействия с другими людьми, включая умение оказывать помощь.
Содержание деятельности по воспитанию толерантности (слайд № 8) ,
• Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, неповторимой личности.
• Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
Сообщение знаний об окружающем мире (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни)
• Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.
Для того чтобы работа по с дошкольниками была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.
Формы работы: (слайд №9)
1) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является
освоение и практическое применение детьми способов толерантного
взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) знакомство детей с традициями народов разных стран;
6) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
7) игры-занятия, по сказкам, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми.
9) Мини- проекты «Я и мое имя», «Герб семьи»
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Методы и приемы воспитания толерантности у дошкольников
СЛАЙД10
Работа по воспитанию толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию толерантного поведения у дошкольников выделяют использование следующих приё мов:
• познавательные беседы с детьми 3–5лет
• Этические беседы (самостоятельное решение проблем) в старших группах;
• игровые приё мы: дидактические игры («Придумай продолжение истории», «Как поступить по-доброму в ситуации…»,
• сюжетно-ролевые игры («Путешествие в Африку/Азию/на Север»;
• использование перчаточных кукол настольного театра
• создание игровых ситуаций на занятии («Полёт вокруг света»);
• наглядность: использование на занятии наглядных материалов: картинок, фотографий, плакатов, атласов и энциклопедий
• посещение выставок ( в краеведческом или историческом музее: экспозиции о малых народах); интеграция образовательных областей (сочетание разных форм изучения материала) :
• музыка: прослушивание композиций, разучивание народных песен, просмотр выступлений народных ансамблей (видеозаписи, обучение характерным движениям народного танца, продуктивное творчество: изготовление поделок.
Нашими педагогами подобран богатый литературный, художественный, музыкальный и игровой материал
- выставка книг «Сказки народов мира»;
- картотека пословиц и поговорок «В мире мудрых пословиц»;
- видеотека мультфильмов о доброте, дружбе, вежливости;
- репродукции картин великих художников России и других стран;
- музыкальные произведения композиторов мира;
- куклы в разных национальностей, народные игрушки;
-дидактический материал «Государственные символы», «Где, чей дом?», которые постоянно пополняются. Совместно с родителями созданы
- картотеки подвижных и досуговых игр народов мира;
- дидактические альбомы («Разноцветная планета», «Уроки доброты», фотографии, иллюстрации, видеоматериалы и др.
- центр патриотического воспитания «Наш общий дом – Россия», который представлен картой нашей страны, с изображением людей, в национальных костюмах;
- «Дерево дружбы народов» с изображениями фотографий семей разных национальностей (в национальных костюмах).
СЛАЙД
Эдуард Асадов
Будь добрым, не злись
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.