Получи документы

Консультация для родителей «Как учить стихи наизусть с детьми ОНР»

Дымова Ульяна
Консультация для родителей «Как учить стихи наизусть с детьми ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с общим недоразвитие речи испытывают трудности в запоминании стихотворного текста. Это связано с нарушением фонематических процессов, слухового восприятия. В семье стало меньше уделяться чтению, взрослые практически не читают детям, не прививают любовь к книгам, у многих, книги дома отсутствуют. Всё чаще ребёнок получает информацию из электронных источников. Детские стишки всё реже разучиваются дома. Спасением является детский сад, где хотя бы несколько строчек выучит ребёнок. По Образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Н. В. Нищевой, в подготовительной группе дети знакомятся с творчеством известных поэтов и писателей. Но времени недостаточно для знакомства и разучивания стихов. А польза от этого очень большая, особенно для детей с проблемами речевого развития. В. Г. Белинский отмечал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Какова же польза заучивания стихов для развития ребёнка? При заучивании стихов расширяется кругозор, совершенствуется устная речь, увеличивается активный словарь детей.

При этом непростом процессе формируется общий уровень культуры человека и чувство языка. Детский мозг начинает интенсивно развиваться, дети, знающие много стихов, имеют высокий интеллект. Упражняясь в разучивании стихов, ребёнок начинает лучше различать звуки в слове, это способствует развитию памяти, лучшему запоминанию того, что ему сказали, он с большей лёгкостью может повторить услышанное, что в дальнейшем пригодится в школе для написания различных упражнений. В работе учителя-логопеда так же отводится место заучиванию стихов при автоматизации звуков.

Когда начинать учить с ребенком стихи? Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей. Чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные детские песенки: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т. д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.

Разучивание стихов дома - лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. (К праздникам в детском саду поручают выучить несколько строчек, и не все дети могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны).

Порой, разучивание стихов,при неправильном методическом подходе,становится самым тяжёлым, нелюбимым занятием для взрослых и детей. При подборе стихов к праздникам и конкурсам я предоставляю право выбора детям стиха, который им больше понравится. И, многие, стараются выбрать покороче, чтобы долго не учить.

Поэтому, я предлагаю алгоритм действий для интересной, успешной работы по заучиванию стихов.

1. Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

2. Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

3. Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

4. Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

5. Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

6. Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок ко Дню рождения бабушки». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок. Пользуйтесь тем моментом, когда ребёнок сам просит вас прочитать для него стихотворение, как правило, понравившееся произведение ребёнок просит прочесть снова и снова – вот вам и способ для заучивания стихов по желанию, а не насильно.

7. Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок выучил стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами и объясните непонятные слова, если они есть в тексте. Рассказывайте это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня: при качании на качелях, когда одеваете ребёнка, купаете перед сном. … Если куда-то идёте – рассказывайте, если стоите в очереди – рассказывайте, если моете посуду, а ребёнок около вас – рассказывайте. Рассказывайте перед сном и не по одному разу, а по многу раз. Сначала ребёнок будет договаривать последние слоги фраз, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.

8. Разучивание как можно больше произведений до поступления ребёнка в школу, потому что – это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников. А возраст 5 -- 6 лет самый подходящий для этого, именно сейчас у детей появляется наибольшее желание выступать перед публикой. И они гордятся собой, когда у них, получается, запомнить стихотворение или роль и выразительно рассказать. Поэтому нельзя упускать это благодатное время, нужно помочь детям развить их память.

Существуют методические требования к заучиванию стихов. Стихи должны соответствовать возрасту. Более объёмные стихи подходят для детей подготовительного дошкольного возраста. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их интерес, особенности психоречевого развития. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Не следует требовать полного запоминания стихотворения с первого раза. Для быстрого заучивания необходимо изменить форму повторения стихотворения. Я предлагаю детям упражнения: «Повтори тихо, громко», «Повтори весело, грустно», «Прочти, как котёнок, большой тигр». С интересом заучиваются стихи по ролям, с надеванием костюмов, масок, шапочек

Успешному заучиванию способствует применение различных приёмов.

Приемы по заучиванию стихотворения.

1. Игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);2. Досказывание детьми рифмующегося слова;

3. Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

4. Частичное воспроизведение текста, если речь идет от лица коллектива. Например, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр».Коллективное чтение (всей семьей) или в детском саду заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

5. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

6. Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака);

7. Прием "рисования" стихотворения;

8. Презентация стихотворения;

9. Координация речи с движением;

10. Сопровождение стихотворения двигательными упражнениями;

11. Логоритмические упражнения;

12. «Преврати стих в песенку».

13. Применение мнемотаблиц.

При заучивании необходимо обращать внимание на выразительность прочтения.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох) умения регулировать силу голоса, темпа речи, артикуляции звуков.

Формировать выразительность прочтения стихов помогает образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения ребёнка, эиоциональное

формирование нужной интонации.

Заинтересовать, мотивировать детей к выразительному прочтению могут организованные конкурсы чтецов, просмотр видео, где читает стихи ребёнок и его товарищи.

Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивая потребность слушать и запоминать.

Используемая литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. - М., 1960).

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004.

5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008

6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

7. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

Публикации по теме:

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Консультация для педагогов и родителей «Как и зачем учить стихи с дошкольниками»Консультация для педагогов и родителей «Как и зачем учить стихи с дошкольниками» Заучивание стихов в дошкольном возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Это самый действенный способ развития дошкольника.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как учить стихи наизусть с детьми ОНР»
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 12:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как учить стихи наизусть с детьми ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Дымова Ульяна (УИ 2758987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД