Любовь Ахметдинова
Как развивать внимание и наблюдательность ребенка?
▼ Скачать + Заказать документы
В силу возраста дети не способны сосредоточить внимание произвольно. Особенно это касается обучающихся младших классов, которым в один момент интересно все. Родители часто задаются целью привить ребенку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путем интересных игр и постоянного контроля.
Внимание младшего школьника в первую очередь базируется на наблюдательности.
Публикация «Как развивать внимание и наблюдательность ребенка?» размещена в разделах
Наблюдательность — наиболее важный компонент внимания не только на этом этапе, но и в последующие периоды. С другой стороны, внимание вовсе не исчерпывается одной лишь наблюдательностью.
Наблюдательность младшего школьника легче всего выявить и проанализировать, когда ребенок описывает какой-либо предмет или явление.
Для проверки ребенку предлагается как можно полнее описать знакомый и незнакомый предметы. Если ребенок прежде не видел предмет и как им действовать, ему не удастся многое рассказать о нем. Чем менее знаком тот или иной предмет, чем он замысловатее, тем больше возникнет затруднений при его описании, тем поверхностнее и беднее оно будет.
Отметьте, сколько признаков удалось обнаружить ребенку в малознакомом предмете. А вот с хорошо знакомым предметом дело будет обстоять намного проще: ребенок отметит и форму, и материал, из которого изготовлен предмет, и для чего он необходим. Запишите, сколько деталей и признаков отметил ребенок в хорошо знакомом предмете и сравните результат.
Начало всех начал — научить детей правильно, всесторонне, глубоко рассматривать предметы.
Игры для развития внимания – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у обучающихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.
Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
Игра «Запомни, что за чем». Разложите в линию на столе различные предметы (картинки) и предложите ребенку запомнить, в каком порядке они лежат. Потом предложите ему покружиться с закрытыми глазами, а сами тем временем поменяйте предметы местами. Попросите восстановить прежний порядок.
Игра «Узнай меня». Разрежьте любую картинку с изображением животного или героя из знакомой сказки и попросите по одному из фрагментов узнать того, кто нарисован на картинке. После чего предложите собрать из фрагментов картинку.
Игра «Красное - черное». Покажите по 5 изображений предметов с красными и черными фрагментами, уберите и попросите записать названия предметов в 2 столбика. Предварительно проведите над первым столбиком красную черту, над вторым — черную (столбики можно не подписывать). Слова (существительные) в столбиках могут быть любого рода — мужского, женского или среднего.
Усложните условия игры. Покажите ребенку в течение 5 минут как можно больше предметов и предложите сгруппировать их по общему признаку (форма, цвет, начинаются с одного звука, относятся к одному роду и т. д.).
Например, составить следующие списки предметов:
1) только определенного цвета;
2) любого цвета, название должно начинаться со звука А;
3) относящихся только к деревьям;
4) только круглой формы и т. д.
Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.
Игра «Угадай звук». Вы скрываетесь за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача ребенка – определить и рассказать, что он услышал.
Можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.
Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек, бусин, мозаики. Кладете перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.
По мере развития внимания картины усложняются. Выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.
Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учат ребенка переключаться. Перед ребенком положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дать синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.
Можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.
Хорошо развитое внимание поможет детям легче освоить учебную программу. Простые приемы, упражнения и игры делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.