Розалия Дильмухаметова
Консультация для родителей «Как развивать память у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 140»
Консультация для родителей на тему :
«Как развивать память у детей 3-4 лет»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Дильмухаметова Р. Р.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать память у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Темочки
Младший дошкольный возраст – период развития и преобразования психических процессов. Внимание, мышление, восприятие, сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление произвольности, способности регулировать процессы. Всё это будет к моменту поступления в школу. А сейчас все психические процессы, в том числе и память, носят непроизвольный характер. Важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать процесс запоминания специально (первые проявления произвольности, стимулировать воспоминания. Для развития памяти у младшего дошкольника существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают. И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям - нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.
Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути - каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.
Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе - у них обязательно будет прекрасный результат!
«Запомни картинки»
Перед ребёнком положите 3-5 картинок (можно использовать развивающие карточки) и предложите их запомнить. Ваш сын или дочка могут называть картинки, перекладывать их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: “Ты запомнил?” ребёнок ответит положительно, уберите картинки и спросите, какие картинки были. Если ребёнок затрудняется вспомнить какую-то картинку, можно задавать вопросы–подсказки, использовать ассоциации. Пригласите белочку или зайчика поиграть с вами. Отлично, если со временем малыш станет выступать в роли ведущего и эта игра станет весёлым семейным развлечением.
«Что под платочком»
С карточками, а так же любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так : положите перед малышом 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку под платочек. Задача ребёнка вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась под платочек.
Можно играть в развивающие игры онлайн с аналогичными заданиями.
«Что ты видел на картинке»
После рассматривания яркой картинки обязательно спросите малыша, что на ней нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: “На картинке была нарисована бабочка?” Спрашивать надо не только о тех предметах, которые нарисованы, но и о тех, которых там точно нет. Если ребёнок затрудняется, вместе рассмотрите картинку ещё раз.
«Весёлые стихи»
Огромное количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и способствуют развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать стихотворение. Просто сами, играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут стихи на закрепление правильного звукопроизношения.
«Всё по местам»
Конечно, ваш малыш любит вам помогать. Вы вместе организуете уборку в доме, комнате. Не упустите этот момент и простимулируйте память ребёнка. Попросите его вспомнить, где должно висеть полотенце, где лежат книги, куда положить папин портфель и т. д. Естественно, это произойдёт, если у каждой вещи есть своё место и взрослые обращают на это внимание.
«Мы поедем в магазин»
Перед походом в магазин попросите ребёнка запомнить несколько вещей, которые надо купить. А в магазине попросите его напомнить. Эта игра способствует развитию отсроченной памяти.
«Шаловливый зайчик»
Перед ребёнком расставьте 3-5 игрушек и попросите запомнить их расположение. После того, как ребёнок закроет глаза, поменяйте местами некоторые из них. Оказывается, это зайчик пошалил и игрушки перепутал. Предложите малышу поставить всё в правильной последовательности.
«Стаканчики»
Возьмите 3-4 пластиковых стаканчика и при малыше под один из них спрячьте конфетку или маленькую игрушку. Через 1-2 минуты попросите ребёнка её найти. Развлекайтесь!
«Пуговицы»
Вы уже приобрели необходимый набор пуговиц и можете играть в разные развивающие игры. Вот одна из них. Из пуговиц выложите несложный узор или последовательность. Предложите сыну или дочке внимательно рассмотреть и запомнить. Закройте узор листочком, а малыш пусть выложит такой же по памяти. Затем откройте лист и сравните. Похвалите ребёнка за внимательность и старания.
«Таблицы»
Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и воспроизведения.
Например, вы с ребёнком решили выучить стихотворение А. Барто «Зайка» (можно использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно). И так:
Зайку бросила хозяйка, (к этой строчке подойдет картинка зайчика и девочки)
Под дождём остался зайка. (картинка тучки с каплями и зайки)
Со скамейки слезть не смог, (картинка скамейки)
Весь до ниточки промок. (картинка зайки в луже или нитки)
Всё это вы можете нарисовать на листе в правильной последовательности. При следующем прочтении стихотворения при каждом слове или строчке указываете на нужную картинку, обсуждайте нарисованное с малышом. Более подробно ознакомившись с мнемотехникой для детей, вы сможете не только разучивать, но и пересказывать, и составлять сказки и рассказы.
Перед прочтением сказки на ночь возьмите за правило беседу с ребёнком о том, какие события произошли сегодня. Спросите, что ему больше всего понравилось, что нет. Пусть расскажет, как обстоят дела в детском саду, что сказала бабушка и так далее. Можно за каждое воспоминание давать ребёнку фантик или звёздочку, а когда их наберётся достаточно, поменять на приз (игрушку или «Агушку» на ночь).
После прочтения книги или просмотра передачи всегда просите малыша рассказать вам то, что он услышал или увидел. Это полезно не только для развития памяти, но и формирования грамотной речи, богатой глаголами и прилагательными.
Хочется напомнить родителям, что процесс формирования психики ребёнка длительный и «ранимый». Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой темп развития, свои индивидуальные особенности. Будьте чуткими к малышу и он ответит вам тем же. Удачи!