прилепина наталья
Консультация психолога «Как развить эмоциональную сферу у ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развить эмоциональную сферу у ребенка?»
Прилепина Наталья Игоревна педагог - психолог
муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения
детского сада №10 «Казачок» г. Новокубанск,
Аннотация: Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, умение понимать свои эмоции, управлять ими, является одним из важнейшим направлением в становлении личности.
Публикация «Консультация психолога „Как развить эмоциональную сферу у ребенка?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Мы живем в нестабильном обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Я, как педагог - психолог в дошкольном учреждении, проводя диагностические исследования, стала все чаще наблюдать у многих детей повышение уровня тревожности, занижения самооценки. Многие исследования полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут служить: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а так же особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение.
Помочь преодолеть трудности, сформировать желание общаться надо пока ребенок еще маленький : известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Как помочь нашим маленьким «созданиям» понимать себя и окружающих? Выготский Л. С. говорил о том, что ребенок познает мир, в первую очередь в образах. Краски, звуки, формы заполняют детское сознание значительно полнее, нежели наше. Постигая что-то незнакомое, ребенок опираться на те образы, какие у него ранее уже сформировались. Абстрактные вербальные размышления старших дошкольник понимает с большим трудом, а то и совершенно не понимает. Однако в случае, если эти же знания ему изобразить наглядно, он освоит их с легкостью.
Эмоции ребенка не так осознаны, как переживания взрослого, они как быстро вспыхивают, так же быстро и гаснут. Переход от одного эмоционального состояния к другому зачастую мгновенен, от только что бурного веселья ребенок может одноминутно перейти к слезам. Контролировать все свои чувства и переживания малыш не способен и вследствие этого оказывается заложником охвативших его эмоций.
Из своей практики могу сказать, что источник самых сильных переживаний у ребенка принадлежит к его контактам со взрослыми и детьми. Если окружающие люди показывают ему внимание, понимают и принимают его, то он испытывает чувство комфорта и защищенности, уверенности; и тогда ребенок пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии. Положительные эмоции способствуют благополучному развитию ребенка, благодаря им у малыша вырабатываются позитивное отношение к детям и взрослым.
Для ребёнка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определённых знаний, определённого уровня развития. Для этого был изготовлен – Лэпбук «Мир эмоций», как один из способов в развития эмоциональной сферы. Направленность данного пособия – помочь ребятам приобщиться к языку эмоций.
Передача эмоций - это не только выражение лица, но и определённая поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.
Возраст. Данное дидактическое пособие может быть использовано в работе с детьми от 3-х до 7-ми лет
2-3 года: на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность.
3-5 лет: по мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радость, грусть, злость, он переходит к более сложной гамме чувств: восторг, удивление, печаль и др.
5-7 лет: ребенок имеет представление об эмоциях и способах управления чувствами в определенной жизненной ситуации.
Использование.
1. Лепбук «Мир эмоций» может быть использован в качестве диагностического метода контроля.
2. Лепбук «Мир эмоций» позволяет получать информацию через зрительные, вербальные и невербальные методы общения взрослого с ребенком.
3. Использование данного дидактического пособия позволяет педагогу решать цели и задачи по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель: Развитие эмоционального мира ребенка.
Задачи.
• Учить детей дифференцировать, адекватно интерпретировать и выражать эмоциональные состояния свое и окружающих
• Лепбук «Мир эмоций» может быть использован для решения учебно- познавательных, коммуникативно - развивающих, коррекционно-развивающих, социально-личностных задач, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Учебно-познавательная задача:
-дать представление о том, что каждый человек в жизни испытывает разные чувства;
-знакомить детей с эмоциями, чувствами и настроениями человека: радость, грусть, злость, гнев, печаль, удивление и их схематическим изображением (пиктограммой);
-знакомить с мимическими выражениями лица при проявлении различных эмоций.
Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе исследовательско – познавательной деятельности
1. «ЭМОЦИИ В КАРТИНКАХ»
Цель: формирование умения показывать эмоции; развитие мимических мышц.
Материал: карточки с эмоциональными состояниями.
Задание: посмотри на картинку, что происходит на ней. Какое выражение лица у мальчика? Покажи настроение мальчика.
2.«УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»
Цель:
• формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию;
• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность.
Материал: набор лиц с различными выражениями, текст сказки.
Задание: найти выражение среди карточек соответствующее тексту.
3. «СОБЕРИ ЭМОЦИЮ»
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдательности к особенностям различных частей лица при выражении различных эмоций, умения соотносить выражение глаз с выражением рта.
Материал: разрезные картинки с частями лица, имеющие разные эмоциональные выражения.
Задание: собрать эмоциональные состояния и назвать их.
4.«НАРИСУЙ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности.
Материал: картинки с лицами, карандаши.
Задание: нарисовать свое эмоциональное состояние.
Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора рисунка.
5.«ЭМОЦИИ В СТИХАХ»
Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; умение сознательно пользоваться картинкой с мимикой, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
Материал: картинки с различными эмоциями.
Задание: подобрать картинку с эмоцией соответствующей тексту.
Также в своей работе с детьми использую множество игр и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы. Различные истории и сказки, где ребенок может обсудить переживания героев их чувства и эмоции и даже обыграть их. Стихи передают разные эмоциональные состояния в различных красках. По окончанию мы обсуждаем с детьми переживания героев их любимых мультфильмов и кино. Ну и конечно, я рекомендую родителям и просто взрослым говорить о собственных переживаниях и чувствах, рассказывайте о них детям в доступной форме для их понимания. Рассказывайте о своем пережитом опыте, но при этом не навязывайте его, а делитесь им.
Использованная литература:
1. Боброва, И. А. Особенности развития эмоциональной креативности в подростковом возрасте / И. А. Боброва, О. В. Чурсинова. – Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 6-1. – С. 121-124.
2. Бичева, И. Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, А. С. Большакова, Е. И. Пушкова. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-2. – С. 47-50.
3. Васильева, О. В. Доброе дело должно стать ценностью / О. В. Васильева. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 49-50.
4. Гагай, В. В. Особенности эмоциональных проявлений младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления / В. В. Гагай, А. В. Ефремова, Н. А. Мишанкина. – Текст : электронный // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – С. 266-272.
5. Звонова, Е. Е. Воспитание эмоций в педагогике В. А. Сухомлинского / Е. Е. Звонова. – Текст : непосредственный // Психология обучения. – 2018. – № 1. – С. 76-81.
6. Митина, Г. В. Эмоциональное развитие младших школьников при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения / Г. В. Митина, А. А. Гасымова. – Текст : электронный // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2018. – Т. 9, № 2. – С. 142-149.
7. Цыбина, А. «Калейдоскоп эмоций» : развитие эмоциональной сферы детей / А. Цыбина, Л. Каменева. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 4-7.