Валентина Дубова
Как развить мелкую моторику и подготовить руку ребенка к письму
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Как готовить ребенка к обучению письму? Этот вопрос начинает волновать родителей задолго до поступления ребенка в школу.
Публикация «Как развить мелкую моторику и подготовить руку ребенка к письму» размещена в разделах
Одним из основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки.
У этого направления три задачи:
1. Сформировать правильный захват орудия письма.
2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
3. Развивать мелкую моторику руки.
Но для начала, нужно определить какая рука у ребенка ведущая.
САМЫЕ ПРОСТЫЕ ЭКСПРЕСС-СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЛЕВОРУКОСТИ.
Самыми простыми способами диагностики леворукости ребенка считаются следующие :
1. «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.
2. «Поза Наполеона» - складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
3. «Одновременные действия обеих рук» - рисование круга. Квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными, меньше выражено дрожание руки, углы не сглажены. Для наилучшей возможности определения ведущей руки можно провести это задание с закрытыми глазами.
Определение ведущего уха, ведущего глаза, ведущей ноги.
Выявление ведущего глаза.
Ребенку предлагают свернуть лист трубочкой. Сквозь отверстие в листе необходимо рассмотреть какой – либо предмет (расстояние до которого 1-2 метра). Затем ребенку предлагается, не теряя из поля зрения предмет, приблизить лист бумаги к глазу и рассмотреть предмет через отверстие. Ведущим является тот глаз, который ребенок будет использовать чаще при неоднократном повторении пробы.
Кроме того, можно предложить ребенку обычный калейдоскоп. То, каким глазом он воспользуется тоже показательно.
Выявление ведущего уха.
Перед ребенком, сидящим за столом расположите часы. Не дотрагиваясь до часов определить, работают ли они. Ухо, которым ребенок будет чаще пользоваться, является ведущим. (желательно иметь несколько часов – работающих и неработающих).
Выявление ведущей ноги.
Та нога, с которой ребенок начинает чаще движение при беге, прыжках через скакалку и т. п. является ведущей.
Утверждать, что ребенок левша можно только в ситуации, когда ведущей является и левая рука, нога, глаз и ухо. В таком случае, скорее всего, ведет правое полушарие. Если ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, но в остальном ведет правый из парных органов, говорят о леворукости и не более.
Тип мыслительной деятельности в зависимости от ведущей руки, глаза и уха.
1. Правая рука, правый глаз и правое ухо – левополушарник, «Мыслитель».
2. Правая рука, левый глаз, левое ухо – правополушарники, «художники».
3. Правая рука, левый глаз, правое ухо; правая рука, правый глаз, левое ухо – смешанный тип.
4. Леворукие дети относятся к особой группе. Они ярко выраженные правополушарники.
Дети – амбидекстры.
Нередко ребенок начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.
Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».
Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой, и левой рукой. Как правило, это левши, но их переучивали к правой руке. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.
Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ВЕДУЩЕЙ РУКИ.
Как ребенок может развивать моторику самостоятельно :
• складывать пазлы, крупные и мелкие;
• играть с конструктором из любого материала;
• делать фигурки из проволоки;
• выкладывать картинки из мозаики;
• работать со шнуровками (их можно изготовить самостоятельно из плотного картона при помощи дырокола);
• сортировать пуговицы (или фасоль и горох) по разным мисочкам;
• нанизывать на нитку пуговицы, крупные бусины, макароны;
• застегивать/расстегивать пуговицы.
Специальные физические упражнения.
Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают педагогу широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти.
Развитие внимания ребенка к деталям
1. Игра «Повторялки». Вы рисуете рисунок, добавляя деталь за деталью, а ребенок на своем листе повторяет за вами. Можно меняться ролями.
2. Рисуем животных поэтапно. Если у вас нет таких книжек, рисуйте животное по частям, позволяя ребенку делать те же действия у себя в альбоме.
3. Игра «Что пропало?». Нарисуйте картинку на листе простым карандашом. За один раз вытирайте ластиком одну деталь – ребенок должен заметить, что пропало.
Ориентация на листе.
1. Осваиваем клетки. Обводим клетки, учимся отступать одну, две или три клетки. Рисуем по клеткам простые узоры и фигуры.
2. Осваиваем линии. Закрашиваем в тетради «в косую» только рабочую линию. Рисуем в этой линии «волну», овалы, палочки. Учимся не выходить за линию.
3. «Знакомимся» с полями. Расскажите малышу, что за линию полей буквы или цифры не должны забегать, – там живет мышка, которая их может съесть. Так ребенок быстро поймет, что от него требуется.
МЕТОДИКИ.
методика “Домик”.
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
• методика “Дорожки» :
Перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа — карандаш.
В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.
По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки
• графический диктант.
1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".
2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Формирование графических умений.
Упражнения :
- Обводка по шаблону или трафарету;
- Обводка по контуру, по точкам;
- Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;
- Рисование орнаметров;
- Письмо элементов букв;
- «Дорисуй недостающий элемент».
Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит огромную пользу дошкольнику: кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движения руки, развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память, формируется художественный вкус, развиваются волевые качества. Приобретённые умения и навыки создают оптимальные условия для успешного обучения в школе.