МААМ-картинки

Консультация «Как проектировать урок литературного чтения» в начальных классах

Кристина Лебедева
Консультация «Как проектировать урок литературного чтения» в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы

«Как проектировать урок литературного чтения»

1. При обучении чтению важно соблюдать главное условие – регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано ежедневное проведение уроков чтения в начальных классах. (М. Р. Львов)

Публикация «Консультация „Как проектировать урок литературного чтения“ в начальных классах» размещена в разделах

2. Урок должен взаимодействовать с уроками других предметов – русским языком, природоведением, музыкой, изо; полученные на чтении знания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий. (М. Р. Львов)

3. В его составе обязательно предусматривается работа по развитию речи детей, причем всех видов – слушанию, говорению, чтению и письму. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока. (М. Р. Львов)

4. Наиболее жесткой структурой обладает урок ч т е н и я и к о л л е к т и в н о г о а н а л и з а х у д о ж е с т в е н н о г о п р о и з в е д е н и я. Он состоит из таких этапов: 1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

5. Обобщение.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть к о м б и н и р о в а н н ы м, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез – анализ – вторичный синтез. (М. Р. Львов)

5. При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыка чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса. Затем следует для себя установить место урока в разделе, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чтения, а также вне школы.

Современный учитель начальных классов в практике сталкивается с разной степенью начитанности учеников и разным уровнем их читательских умений. Разрабатывая урок чтения, следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе. (М. Р. Львов)

6. Центром подготовки учителя к уроку чтения должен стать литературоведческий анализ художественного произведения. При этом учитель определяет тему, родо-жанровую разновидность произведения. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппаратом, помещенным к тексту в хрестоматии, а также с методическими указаниями в пособиях для учителя и других изданиях, чтобы иметь представление о том, как рекомендуют работать над произведением авторы учебника и какой опыт накоплен другими учителями.

7. Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, необходимо создавать особую проблемную ситуацию, интриговать учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что им самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, то есть «уловить авторский замысел». (Е. И. Матвеева)

8. Успех урока определяется тем, насколько правильно и четко определил учитель его цели. Занятия на уроке чтения художественного произведения должны быть организованы так, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Целевая направленность урока в развитии учебных навыков учащихся определяется программными требованиями данного этапа обучения и возможностями использовать произведение для выполнения конкретных программных требований.

9. Каждый урок должен иметь воспитательно-образовательную цель и в соответствии с ней четкую структуру. Воспитательные возможности уроков чтения определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. (М. Р. Львов)

10. Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.

11. Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В силу неразрывности содержания и формы по ходу своей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств.)

12. Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным.

13. Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей.

Конспект урока по литературному чтению «С. Есенин «С добрым утром!»

Цели урока :

• Познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «С добрым утром»; объяснить значение новых слов; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

• Воспитывать любовь к родной природе, поэзии.

• Развивать воображение, память; помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту слова, поэзии; развивать навык слушания, формировать умение видеть образные языковые средства — метафоры, олицетворения, сравнения.

Ход урока

1. Организационный этап.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтив

Тихо сели, спинки прямо.

И урок пора начать нам.

– Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке. (кивок головой).

- Начинаем урок. Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. Желаю всем удачи!

2. Актуализация знаний (парная работа).

- Сегодняшний урок я хочу начать со следующего задания: у вас на партах лежат карточки. Вам необходимо соединить название стихотворения с его автором. Предлагаю это задание выполнить в парах.

В. Брюсов «Осень наступила, высохли цветы…»

А. Плещеев «Сухие листья»

С. Есенин «Хитрые грибы»

М. Пришвин «Осеннее утро»

В. Берестов

- Давайте проверим что у вас получилось. (Выполняют проверку)

- Какое произведение вы могли бы назвать лишним? («Осеннее утро» Пришвина, так как это рассказ, а остальные произведения – стихотворения).

- Все ли авторы у вас остались заняты? (Нет, остался С. Есенин, его стихотворения нет в списке).

3. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.

- Верно. Как вы думаете, почему он остался лишним? (Мы будем читать его произведение на уроке).

- Верно. Сегодня предметом нашего разговора будет жизнь, судьба, творчество поэта С. А. Есенина. Полистаем страницы жизни поэта. -Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. Почувствуем глубину его любви к Родине, природе. Есенин - удивительный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи.

- Сегодня мы с вами прочитаем ещё одно из его стихотворений. Название его вы узнаете, прочитав буквы только русского алфавита (СZWDS Д ОI БRР ЫS М У tТW Р Оh М)

– Какое название у вас получилось? (С добрым утром)

- Правильно, темы сегодняшнего урока : С. Есенин «С добрым утром!».

- Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться со стихотворением С. Есенина «С добрым утром», тренироваться в выразительном чтении)

4. Знакомство с автором.

- А что вы уже знаете о С. Есенине? (Ответы детей)

- Ребята, в истории случаются великие события. Давным-давно кем-то было изобретено колесо, найдены лекарства от многих болезней, появились телефоны, компьютеры. А в одну из сентябрьских ночей, точнее – 21 сентября 1895 года (по старому стилю, на свет появился младенец, которому звезды определили стать великим русским поэтом и посвятить всю свою короткую жизнь воспеванию русской природы и души русского народа. Это, как вы уже догадались, Сергей Есенин.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895года в селе Константиново Рязанской губернии. Поэт родился в семье зажиточных крестьян. Среди ребятишек маленький Сергей выделялся своим озорством, был драчуном и заводилой. Очень любила будущего поэта бабушка. Она рассказывала ему сказки, правда, очень часто они заканчивались плохо, поэтому Сережа переделывал их на свой лад. Дедушка пел ему старинные песни, рассказывал истории из Библии. Сергей научился читать в пять лет, а в 9 лет стал писать свои первые стихи, подражая частушкам. К сожалению, ранние стихи поэта не сохранились. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин приехал в Москву, поступил в университет Шанявского,но не окончив его вернулся в деревню. Первые стихи появились в московских журналах в 1914 году. В начале 1916 году вышел в свет первый сборник поэта «Радуница» в нем как раз и было и стихотворение «С добрым утром!»

5. Первичное восприятие текста.

- Сегодня я предлагаю вам вместе с С. Есениным отправиться встречать восход солнца. Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадка тоже связана с темой нашего урока.

Утром рано на заре

Выступает на траве.

Это капельки с водой

Называются (Росой.)

Что напоминают капельки (Капельки росы напоминают жемчужину, слезинку).

– Какие звуки вы слышите? (Тишина, лишь изредка сонная птица подаст голос)

– А сейчас послушайте стихотворение С. Есенина» С добрым утром!» и ответьте, какие картины природы вы ярко увидели? Что запомнилось? Во время прослушивания следите по тексту учебника (Дети слушают аудиозапись стихотворения).

– Какие чувства вы испытали?

– Какие картины вы себе представили?

– Как вы думаете, что почувствовал поэт?

– Подумайте, какой увидел природу С. Есенин? Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе.)

- Изменяется ли поэтическое настроение? (Настроение не меняется) Отличается ли картина раннего утра, увиденная вами и поэтом? Понравилось ли вам стихотворение?

- Прочитайте его ещё раз про себя и отметьте непонятные слова. Поработайте в парах со словарем и объясните значение этих слов.

6. Лексическая работа со словарем (на доске).

Затон –вдавившиеся в берег речной залив.

Брезжить – слабо светиться, светать.

Заводь – небольшой залив в реке с замедленным движением.

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Плетень – изгородь из плетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твердый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской.

7. Физкультминутка.

– Доброе утро! – птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встают с постели;

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам,

(разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

8. Анализ произведения.

- Прочитаем первую строфу. Скажите, что указывает на наступление утра (Затон задрожал.)

– Почему? (Ветерок проснулся, проснулось солнышко и стало светить, за-румянился небосклон.)

– А почему автор говорит, что звезды задремали? (Потому что звезды сияют ночью, а утром они идут отдыхать, уступают место солнцу.)

- Читаем вторую строфу. Что здесь указывает на наступление утра (Описание березок.)

– Что сделали березки? Докажите, что они проснулись. (Березки улыбнулись, растрепали косы, зашелестели сережки.)

– Кто помог проснуться березкам? (Ветерок)

– Как вы понимаете выражение «горят серебряные росы» (Они блестят на солнце,переливаются всеми цветами радуги.)

Читаем третью строфу.

– Что здесь разбудил ветерок? Чему не дал поспать (Крапиве.)

– Много ли у плетня крапивы? (Много)

– Почему (У плетня заросшая крапива.)

– Рада ли крапива наступлению утра? (Да. Она рада, даже нарядилась.)

– Докажите примером из текста (Обрядилась ярким перламутром.)

– Скажите, крапива радуется пробуждению (Радуется.)

– Прочитайте (И качаясь, шепчет шаловливо.) Как вы понимаете это выражение? (Игриво)

– А можно ли ее назвать проказницей? (Да. Она может напроказничать, наказать вас, если захотите ее сорвать.)

– Вы согласны, что растения выступают как живые? (Да.) Как называется такой прием? (Олицетворение.)

– Что помогает автору создать такие замечательные образы? Как называются такие средства художественной выразительности?

Памятка: Средства художественной выразительности

Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

Эпитет – образное определение предмета. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства, переносное значение слова.

Сравнение–изображение одного предмета, явления при помощи сопоставления с другим.

– Найдите цветовые прилагательные в тексте, запишите их в тетрадь. (Золотые звезды, зеленые сережки, серебряные росы, ярким перламутром)

- Как они называются по-другому? (Эпитеты.)

Групповая работа.

– Пользуясь памяткой найдите средства выразительности в стихотворении по группам. Первая группа находит олицетворения, вторая- сравнения. ( Олицетворения: Задремали звезды. Задрожало зеркало затона. Улыбнулись березки. Растрепали косы. крапива обрядилась. Сравнения: зеркало затона, сетку небосклона

- Дома вы будете учить стихотворение наизусть. Сейчас мы с вами должны выбрать слова, на которые падает ударение, они еще называются ключевыми. Выполнитеразбор стихотворения. Расставьте паузы. (У каждого ученика карточка белого цвета)

- Давайте проверим, как вы выполнили разбор. Ребята, на слова какой части речи падает логическое ударение? Почему?

- Определите какая рифма у этого стихотворения? (Перекрестная).

Ребята, как вы думаете, кому говорит природа «С добрым утром!»,с кем она здоровается?А как вы здороваетесь друг с другом? Какими словами будит вас утром мама? Почему люди употребляют вежливые слова?

9. Творческая работа.

- Ребята, а теперь на основе прочитанного стихотворения я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН. Давайте для начала вспомним правила его составления.

Дети составляют синквейны, желающие представляют своим работы классу.

10. Обобщение.

- Какие чувства возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Чего вы не знали, а что нового открыли для себя сейчас?

- Подходит к концу урок. Закончить его я хочу такими словами: «Талантливый поэт одним словом может разбудить чувства в нашей душе, и мы начинаем понимать, чувствовать «живой язык природы». Вы согласны с этим высказыванием? Почему?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

11. Рефлексия.

- Продолжите предложения на доске:

Больше всего мне удалось…

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Для меня было открытием то, что.

На мой взгляд, не удалось…

12. Домашнее задание

Выучить стихотворение С. Есенина «С добрым утром» наизусть,

записать в тетрадь загадки о природе.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1–4 классах «Детские писатели в начальной школе» с презентацией Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов,.

Инсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» на уроках чтения в начальных классахИнсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» на уроках чтения в начальных классах Все дети любят сказки. Они их с удовольствием слушают, рассказывают, читают. А особенно дети любят в сказках участвовать. Именно поэтому.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Видеоотчет об участии учащихся начальных классов в конкурсе литературного чтения к 250-летию со дня рождения И. А. Крылова Видеоотчет конкурса литературного чтения, посвящённый 250-летию со дня рождения писателя и драматурга И. А. Крылова. Городской конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как проектировать урок литературного чтения» в начальных классах
Опубликовано: 8 октября 2021 в 09:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как проектировать урок литературного чтения» в начальных классах» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Лебедева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД