Людмила Власенко
Тренинг для родителей «Как понять своего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей
Цели:
Приобретение навыков анализа причин нарушения поведения ребенка исходя из позиции ребенка.
Актуализация "ребенка" в родителях для осознания разницы между миром ребенка и взрослого.
Содержание занятия:
1. Приветствие участников тренинга. Ожидания, опасения. Корректировка правил работы.
2. Упражнение "Броуновское движение" (поздороваться локтями, плечами, коленями, стопами по команде ведущего).
Упражнение "Молекула" (образовать молекулы по 3,4,5 человек, хаотично двигаясь по комнате).
Темочки:
3. Обсуждение домашнего задания, озвучивание выводов, сделанных на основании различных вариантов ответов родителей и ребенка, и совпадений в ответах.
4. Ведущий объясняет, что какие бы "выходки" (со слов взрослого) не демонстрировал ребенок, целей нарушений в поведении ребенка может быть только 4 :
• привлечение внимания
• власть
• месть
• избегание неудач
I. Привлечение внимания.
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим
чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.
Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.
Особенно часто это происходит, когда им внимания не достает. А ведь и необходимая "доза" внимания у каждого ребенка своя.
Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых? Когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет!
Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод: "Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!" - вот что усвоил ребенок. "Сердитое" внимание лучше никакого.
Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой форме, когда он в этом нуждается.
Внимание - базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то как они должны вести себя, когда они "психологически голодны"?
Вопрос к участникам: "Как вы думаете можно распознать, что эта "выходка" имеет цель привлечения внимания?"( Ответ: после получения необходимого внимания ребенок прекращает выходку).
II. Психологическое упражнение
Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка, остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони.
Задача участника - определить по рукам, какой мамой (папой) может быть этот человек. Таким образом формируются 2 группы: мягкие и строгие родители.
После снятия повязки основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он увидел.
Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участников группы: как они воспринимаются по первому впечатлению как родители (ведь это всего лишь второе занятие).
III. Домашнее задание
Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке
Можно предложить заполнение этой таблицы и другим членам семьи, которые не посещают занятия и сопоставить мнения.
IV. "Погружение в детство"
Расположитесь удобно на ковриках. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, ногах. Поток времени уносит вас в детство. Вам 5-6 лет. Вы находитесь в детском саду, посмотрите вокруг.
Вглядитесь в то, что вас окружает.
Рабочий день в ДОУ заканчивается, за детьми приходят родители. Вот ушел мальчик, вот ушла девочка, а за тобой еще не пришли. И вот ты уже один в комнате. И что же ты делаешь?
Ты слышишь как тебя зовут. Пришли за тобой. Кто же это?
А сейчас пришло время вернуться обратно и когда вы будете готовы, откройте глаза.
Рефлексия по кругу с проговариванием чувств, актуализировавшихся в упражнении.
V. Рефлексия занятия