Светлана Куфтина
Конспект занятия «Как помочь птицам»
Как помочь птицам.
Цель: сформировать представление об основных видах птиц населенных пунктов, о способах заботы о птицах.
Задачи:
- познакомить с видами птиц, обитающих рядом с человеком: с их внешним видом, голосом и поведением.
- Расширять представление о том, как можно помочь птицам своего населенного пункта.
Сформировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Материалы и оборудование:
Ноутбук,интерактивная доска для презентации,презентация.
Публикация «Конспект занятия „Как помочь птицам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; телефон с
фотокамерой,чтобы сделать фотоотчет.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах – наших веселых соседях, которых можно встретить в самом удаленном уголке мира.
Скажите, а вы знаете, как отличить птицу от другого животного?
(ответы детей)
(У птицы есть крылья и клюв, а все тело покрыто перышками.)
Воспитатель:
Давайте убедимся, что вы знаете названия птиц, отгадаем загадки.
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Cорока)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
— Получается прыжок.
(Воробей)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
(Клёст)
Воспитатель:
Вот как вы замечательно отгадываете загадки. А теперь давайте поговорим о некоторых птицах, которых вы можете встретить, если выгляните в окно или выйдите из дома.
Скажите, каких птиц вы видели на улицах (ответы детей)
Воспитатель:
Самые распространенные наши соседи – это воробьи и голуби.
Давайте посмотрим на их изображение и ответим на вопросы для самых внимательных!
- Кто больше по размеру – воробей или голубь?
- Какие цвета можно найти в оперении голубя?
- А какой цвет есть в оперении воробья, но отсутствует у голубя?
- Какого цвета крылышки голубя?
- Какого цвета крылышки воробья?
- Замечали ли вы какого цвета глаза у голубя?
- Голубей какой еще окраски вы встречали на улице?
А теперь давайте сравним две птицы- сестрицы – ворону и сороку.
- На каком рисунке изображена сорока.
- У кого длиннее хвост – у сороки или вороны?
- Какие цвета вы можете найти в оперении вороны? А в оперении сороки?
- Почему сороку в сказках называют «сорока – белобока» ?
- Обратите внимание как красиво переливается хвост у сроки? Какие цвета вы можете в нем увидеть?
Вот мы с вами и потренировались присматриваться к птицам.
Воспитатель:
Готовы познакомиться еще с некоторыми нашими соседями?
Синица большая
Спинкоюзеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица)
В этой загадке описан внешний вид синички. Давайте посмотрим на фотографию синицы и найдем ее спинку и животик, ее «шапочку» и «галстучек».
А какова цвета щечки у синицы (ответы детей)
Воспитатель:
Синичка из тех редких птичек, которая хоть и питается насекомыми, но на зиму все равно остаются зимовать рядом с нами, выискивая в кронах деревьев вредных насекомых, спрятавших там на зиму.
Трясогузка
В народе эту птичку называют еще ледоломкой, потому что прилетает она как раз тогда, когда по весне на речке начинает ломаться лед - словно разбила его своим хвостом эта птичка – невеличка. И узнать ее очень просто : бегает она по дорожкам и хвостиком трясет, потому и называют трясогузкой. Обратите внимание какая яркая у нее окраска, какой заметной выглядит эта птичка. А ведь в ее оперении всего два цвета- белый и черный.
Дятел
Большой пестрый дятел - настоящий красавец. Как у настоящего франта, в его одеянии преобладает черно – белая гамма, присутствуют и яркие алые тона. Дятел - птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет место нахождения насекомых и старательно извлекает их из- под коры. Древесные насекомые, личинки,муравьи - любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный для пернатых язык.
Для чего ему такой нужен (ответы детей)
Воспитатель:
Языком уз всяких уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Воспитатель:
Все мы знаем что птицы - непоседы, долго на месте им не сидится. Давайте и мы с вами встанем и немножко подвигаемся.
Физкультминутка «Снегири»
Снегири летят, крыльями машут. (машут руками)
Им на месте не сидится, (бегают по залу)
Завертелись как волчок, (кружатся на месте)
Прыг — скок, прыг — скок. (прыгают на носочках)
Полетели пообедать, (бегут по залу)
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку, (делают крышу над головой)
Сделал добрый человек!
Воспитатель:
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении (ответы детей)
Воспитатель:
Конечно о весне.
Каждое существо в природе с нетерпением ждет весну, ждет наступления тепла и светлых дней. Но особенно долгожданное время для птиц.
Как вы думаете по чему (ответы детей)
Воспитатель:
Для птиц весна - это время возвращение на Родину.
А знаете ли вы, как люди, встречая весну, приглашали их в свои поселения (ответы детей)
Воспитатель:
Они делали для них домики.
Как называется этот домик? Для кого он (ответы детей)
Это скворечник, и называется но так по тому, что его жилец – это скворец.
А как вы думаете, зачем для скворца нужно делать скворечник (ответы детей)
Воспитатель:
Человек строит домик для скворца,чтобы ему было, где поселится и вывести птенцов.
Ребята. а все ли птицы улетают на юг?
Не все – многие птицы остаются зимовать. Давайте посмотрим на с слайде на птиц которые осенью улетают в теплые края.
Как называются птицы, которые улетают на юг,а потом возвращаются (ответы детей)
Это перелетные птицы.
Воробей – это перелетная птица или оседлый? Чем он питается (ответы детей)
(Зернами, семенами).
А ласточка - перелетная или оседлая (ответы детей)
А чем она питается (ответы детей)
(насекомыми)
Почему же ласточке приходится улетать на юг? (ответы детей)
(потому,что зимой нет насекомых, которых она ест).
И так,почему птицы улетают в теплые края (ответы детей)
Воспитатель:
Холод конечно, неприятен птицам, но главная проблема – это голод. Сытая птица легко переносит мороз, а вот голодная не выживает.
По этому человек и помогает птицам, которые остаются зимовать рядом с ними.
А как мы можем им помочь (ответы детей)
Воспитатель:
Кормить,конечно же!
А любую ли еду можно класть в кормушку (ответы детей)
Воспитатель :
Как и человеку нельзя есть все в подряд, так и птицам нужна еда не только вкусная, но и полезная. Причем для каждой птички вкусной и полезной будет своя еда.
Воспитатель :
На слайде показывает корм для птиц, и рассказывают о нё м:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда воробьев.
- Семена лебеды, полыни, конского щавеля, крапивы охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, ворон, галок и сорок.
(Сало и мясо подвешивают на ниточках.)
Дидактическая игра на закрепление «Птичья столовая»
(ребята кладут картинки корма к определённым карточкам птиц)
А что нельзя класть в кормушку (ответы детей)
Воспитатель :
Нельзя кормить птиц сладостями. Не полезны и экзотические фрукты, а вот яблоки – лакомый десерт! Соль для птиц – яд, по этому нельзя соленое сало, мясо и сухарики. Губит птиц и ржаной, черный хлеб и свежие. белые булочки. По этому кормить их можно не хлебом, а подсохшими крошками и сухариками белого хлеба, которые вы можете сделать сами.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Сейчас, ребята, мы пойдём на прогулку и повесим кормушку на территории детского сада, насыплем корм для наших гостей-птиц.