Людмила БУГАЕВА
Как, когда и в какой последовательности рассказывать детям о малой Родине
▼ Скачать
Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.
Тема Родины начинается с первой младшей группы и проходит красной нитью до подготовительной группы. Наша Родина Россия. Наш родной край- Воронежская область, наша малая Родина- поселок Ольховатка.
Публикация «Как, когда и в какой последовательности рассказывать детям о малой Родине» размещена в разделах
Во второй младшей группе дошкольного возраста мы формируем представление у детей о себе как о человеке о ребенке, который посещает дошкольное учреждение. Даем понятие о том,что ребенок живет в семье, у него есть родители и они любят ребенка. Семья -это ячейка общества, привязанность ребенка к семье-это основа любви к Родине, к своему родному Краю. Уже с первой младшей группе мы учим называть свой поселок.
Формирование собственного отношения к себе как мальчику или девочке и соответственно направляем дошкольников к правильным поступкам, не обижать девочек, защищать. Воспитание гражданской позиции защитника слабых, защитника Родины. Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям-отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Мы в своей работе связываем воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближними и доступными объектами, которые окружают ребенка. Песенки, потешки, сказки, игры со словом и движениями, логоритмические игры способствуют умению прислушиваться к родному языку, говору, народному наречию. Формирование интереса к малой Родине происходит через беседы с малышами, где был, где гулял на выходные (по парку, в сквере, на детской площадке). Вовлечение родителей в активный отдых с ребенком, умение замечать красоту родной природы, родного села. Любовь к Родному краю начинается с любви близким, к родному дому, к детскому саду, к родной улице.
В средней группе
Необходимо сформировать у детей понятие о своем «Я», о том, что каждый человек – уникальная личность со своими отличительными чертами характера.
Детям дают представление о правах и обязанностях маленького гражданина.
Я человек,имею право на игру, на доброжелательное отношение, на воспитание и обучение в дошкольном учреждении. Углубляем и расширяем гендерные представления. Воспитываем уважительное отношение к девочкам, к старшим, учим не обижать младших, оказывать посильную помощь. Знакомим с профессиями родителей и близких, подчеркиваем значимость труда. Вводим такое понятие,как традиция, семейные традиции : встреча нового года, день Рождение, День семьи, день Матери. Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью воспитания уважения и любви к Родному краю: праздник Осени, праздник «Защитников отечества» «День защиты детей». Народные праздники и гуляния отражают быт и обряды народов населяющих Воронежскую область.
Альбомы с фотографиями поселка, фотографий на электронном носителе, уникальные кадры, сделанные родителями и картинки иллюстрации поселка это все наглядный материал для рассматривания, угадывания и воспитания любви и трепетного отношения к поселку Ольховатка Воронежской области. Дидактические игры: «Узнай где это»; «Узнай что за здание», «Во саду ли в огороде» ,«Виды транспорта» «Умный светофор» и «В лес по грибы и ягоды», «С какого дерева плод» - способствуют расширению представления о многообразии, красоте природы нашего края и воспитывают в детях внимательное отношение к малой Родине. Понятие Родина становится всё шире и значимее. Я-Семья, улица-поселок, ближайшие города, город Воронеж, воронежская область. -Россия. Герб, флаг. Государственные праздники.
В старшей группе на первое место выходит формирование нравственного навыка поведения, нравственные чувства, уважение к старшим. Учим ответственности за свои поступки, воспитываем в детях таких качеств как честность, справедливость, достоинство, самостоятельность.
Формируем представление о том,что наша Родина –Российская Федерация-огромная,многонациональная страна. А Воронежский край -это небольшая часть нашей Родины и здесь проживают много разных народов, но мы все часть единой и могучей страны.
Москва –столица страны. А Воронеж-главный город Воронежской области.
В разделе о историческом прошлом и настоящем Ольховатсгкого края детям мы сообщаем знания об истории заселения нашего края, знакомят с историей возникновения поселка, его символикой, рассказывают А. Д Черткове и его значении в развитии Ольховатки и строительстве сахарного завода; о традициях, достопримечательностях, памятниках и знаменитых людях, о внутреннем убранстве жилища, о истории возникновения народного костюма южных народов Воронежской области.
Расширяем представления о Российской Армии. Рассказываем о трудной но почетной обязанности «защитника Родины». Воспитываем уважение к защитникам отечества.
В подготовительной группе
Образ Я приобретает яркие черты. Ребенок ощущает свои силы и возможности, становится самостоятельным в своих поступках и действиях. Мы учим самостоятельно принимать решения,воспитываем чувство ответственности, долга, уважения к старшим, умение сдерживать с вои желания, быть великодушным, толерантным.
Семейные отношения,семья как часть истории и народа. Учим уважать старших, называть профессии родителей и бабушек и дедушек. Семейные династии сахароваров, учителей, врачей, водителей и так далее. Знакомим с правилами гостеприимства в семье в воспитание таких качеств как честность, щедрость, справедливость, умение сопереживать сочувствовать другим людям. Расширяем представления о малой Родине. Рассказываем о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.
В старшей и подготовительных групах при ознакомлении с родным поселком используем альбомы с фотографиями, заметки из районной газеты про лучших людей района, про исторические факты, про достижения людей на сегодняшний момент ;презентации, видео, фильмы, слайды.
В разделе об историческом прошлом и настоящем воронежского края детям сообщаются знания об истории заселения Воронежского края, знакомят с историей возникновения города Воронежа его символикой, рассказывают о Петре I и его значении в развитии города и строительстве флота на реке Воронеж, о традициях, достопримечательностях, памятниках и знаменитых людях, о внутреннем убранстве жилища, о истории возникновения воронежского костюма.
Природа как одно из важных средств воспитания. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине. Эта первая нравственная заповедь нашего общества. Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих растений, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть ребёнок последит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребёнок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому.
Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать, дразнить животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только правильно направить его деятельность. Зная законы природы, человек преобразует её.
развить у него художественный вкус и понимание прекрасного.
Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, полётом ласточки, просторами полей, у ребёнка разовьётся чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте, сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с воспитателем в своём детском саду, а в дальнейшем и в любой работе.
Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребёнка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении её богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.
На прогулках, экскурсиях, воспитатель дожжен показывать коллективный труд людей. Детям будет понятен труд земледельца на поле, в огороде на земле. Так воспитывается чувство уважения к труду взрослых, дети приучаются беречь чужой труд. Воспитанный таким образом, человек не будет ходить по газонам, бросать хлеб, загрязнять реки и т. п. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействуя на неё умеючи
Мудрые слова сказал М. Пришвин: «Не там вся Родина…где ты просто родился, а там, где ты к месту своего прибавил ещё что-нибудь от себя».