Тимофеева Татьяна Геннадьевна
К вопросу социальной адаптации ребёнка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок в соответствии с "Законом об образовании" имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. Но, в силу своих зачастую не очень больших потенциальных возможностей, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети.
Публикация «К вопросу социальной адаптации ребёнка с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди сверстников? Помочь такому ребёнку - значит вырастить из него эмоционально-благополучного «обучаемого человека».
Ключевые слова: ребёнок с ОВЗ, адаптация, коммуникация, социализация.
В последнее время в дошкольных учреждениях увеличивается число детей с ОВЗ. Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ОВЗ. Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ, зачисление в дошкольное учреждение носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. От успешности протекания адаптационного периода в дошкольном учреждении зачастую зависит успешность и даже дальнейшая возможность пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ.
Одним из важнейших факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив.
Для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, взаимодействия со специалистами ДОУ.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где происходит множество изменений: режим дня, место пребывания ребенка, требования к нему. Все эти факторы сильно влияют на эмоциональное состояние малыша и создают для него стрессовую ситуацию. Поэтому основной задачей для взрослого, в этот сложный для ребенка период, является оказание помощи в адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду.
Адаптация - приспособление организмов к изменяющимся условиям существования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья адаптация происходит намного сложнее и проблематичнее. Как правило, такие ребята требуют особого внимания, т. к. с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях, иногда нуждаются в специальных условиях пребывания и уходе, не могут общаться со сверстниками.
При поступлении в группу детского сада ребенка с ОВЗ прежде всего обращается внимание на степень выраженности отклонений.
Группу нашего детского сада посещает ребенок с ОВЗ (задержка психо-речевого развития). Основное задачей для воспитателя становится адаптация такого ребенка к условиям детского сада, и насколько безболезненной она будет зависит от следующих факторов: возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня психического и физического развития, опыта общения ребенка с окружающими, самостоятельности ребенка, сформированности навыков самообслуживания, личностных особенностей самого малыша, организации режима дня ребенка дома, взаимоотношения ребенка с матерью.
В это период родители должны сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. В свою очередь, воспитатель должен успокоить родителей: познакомить их с режимом дня, рассказать, чем ребенок будет заниматься, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В нашем случае ребёнок вместе с мамой посещал дошкольное учреждение в течение продолжительного времени на короткий отрезок времени (2 часа). Воспитатель вместе с мамой наблюдала за ребёнком и больше узнавала об особенностях этого ребёнка. Он поздно начал ходить, не держал ложку, не разговаривал, поэтому в планирование образовательной деятельности и режим дня, было предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, и т. д. Воспитатель создавал у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивал различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формировал потребность в общении со взрослыми и детьми, тем самым обеспечивал решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускорял и облегчал протекание адаптационного процесса.
Использовал такие методы работы с ребёнком как : сказкотерапия, смехотерапия, куклотерапия, пескотерапия, арттерапия, игротерапия, что способствовало коррекции настроения, реабилитации, расширяло сознания и совершенствование взаимодействия через речь с окружающим миром, ликвидировало переживания ребёнка, улучшило адаптацию.
В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.
При детском саде функционирует Консультационный пункт для родителей, детей не посещающих ДОУ.
Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации детей с особенностями развития в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
Можно сделать вывод, что необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Советы родителям:
• побольше общайтесь с педагогами и специалистами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;
• старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме того, в будние дни лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома;
• формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном;
• чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально приблизьте меню Вашего ребенка к меню детского сада, устраните «кусочничество» между едой. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе;
• чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками;
• в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка;
• ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни;
• формируйте у ребёнка положительный настрой к детскому саду – рассказывайте истории из собственного опыта, обращайте внимание на положительные посещения детского сада.
• ПЕРЕСТАНЬТЕ ВОЛНОВАТЬСЯ! Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Но не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идеальные картины.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
Литература:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
2. Беляева М. А., Кузнецова И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.
3. Башарина А. Ю. статья «Воспитание детей с ОВЗ в условиях ДОУ» 2012. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М. : ВЛАДОС, 2008.
4. Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С. В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд. ,испр. и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
6. Панасенко К. Е., Коптева О. Д. Основы специальной педагогики и психологии: учебно-методическое пособие. – Белгород., 2006.
7. Интернет ресурсы.