Ольга Аносова
К вопросу о развитии чистоты интонирования у детей 5–6 лет (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы
«К вопросу о развитии чистоты интонирования у детей 5-6 лет»
Автор: преподаватель «Таловской ДШИ»
Аносова Ольга Вячеславовна
Воронежская область, рп Таловая, 2022 год.
Аннотация
В статье «К вопросу о развитии чистоты интонирования у детей 5-6 лет» представлен опыт работы преподавателя ДШИ по классу сольного и хорового пения, работавшего с детьми отделения раннего развития в районном поселке Таловая, и много лет проработавшего музыкальным руководителем детского сада №1311 г. Москвы, Аносовой Ольги Вячеславовны. Адресован материал так же для преподавателей детских музыкальных школ, для музыкальных руководителей детских садов, педагогов центров дополнительного образования детей. Основная цель методической статьи – обобщить практический опыт в работе с детьми 5-6 лет, предложить свои методы работы в развитии интонации у самых маленьких вокалистов.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Введение.
Работая в небольшом поселке несколько лет, поняла, что есть отличия в работе ДШИ городского и сельского. В первую очередь в поселке нет возможности выбора детей с определенными музыкальными данными,
поэтому приходится шаг за шагом, начиная с пяти лет, как поступают дети на отделение раннего развития «Хоровое пение», ставить интонацию в пении песен, развивать прежде всего интонационный слух.
Поделюсь в статье своими наработанными методами.
Основная часть.
Н. А. Ветлугина: «Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение в лечении заикания, способствует выработке вокально-слуховой координации». Известно, что хоровое искусство опирается на основы вокально-хорового пения: звукообразование, дикция, дыхание, строй, чистота интонирования, ансамбль. Я начинаю с правильной певческой позиции и интонации! В своей работе с детьми 5-6 лет прежде всего опираюсь на труды Н. А. Ветлугиной. Она ставит в этом возрасте за основу – игру, то есть, играя ребенок обучается, развивается, познает новое. Это и стало ключевым моментом в моей работе с детьми раннего развития над интонацией.
Не хочу рассказывать в своей статье давно известные истины, о слабом голосовом аппарате детей раннего возраста, о маленьком диапазоне, и об использовании простого, доступного музыкального материала.
Хочу начать с главного!
Будучи руководителем детского сада, попала на семинар Т. А. Боровик «В пространстве между миром и игрушкой» и узнала об интересном упражнении «Мы охотимся на льва» - стихотворение на интонацию. Начала использовать его в своей работе, и поняла, что у меня получается гораздо быстрее поставить ребенку чистую интонацию при пении.
И мы начали играть!
Я начала подбирать небольшие четверостишия, изображающие различные интонации в голосе. Проговаривая их и изображая действия, дети развивают навыки низких и высоких интонаций, тренируют свой голосовой аппарат. После этих игр со стишками, перехожу на пение упражнений, но опираясь на опыт детей проговаривания писклявым голосом мышки например, спеть высокий звук. Так же и в разучивании песен, мы с детьми вспоминаем наши игры на интонацию, как мы говорили грубым или писклявым голосом, в той или иной ситуации. Даже дети, которых мы называем «гудошниками», поющие на одном звуке, начинают интонировать хотя бы в небольшом диапазоне. Приведу примеры игр, взятых мною из сборника А. П. Савиной-Крайновой «Секреты красивого пения» :
«Нехочуха»
Зайка маленький не спит, у него живот болит,
Он морковку не ел и животик заболел,
Ой, ой, о-е-е-й…
Козлик беленький не спит, у него живот болит,
Он капустку не ел и животик заболел,
Ой, ой, о-е-е-й…
«Магазин игрушек»
Стоит мишка на витрине, для игрушек в магазине,
Продавец заведет и наш мишка запоет
Ры-ры-ры-ры… (и так с разными персонажами.)
В сборнике эти упражнения поются, а я, да простит меня автор, сначала использую как стишки с различной интонацией, а затем поем. Из своего опыта работы выяснила, что дети многие не могут скоординировать слух и голос, и не знают, как воспроизвести высокий звук, или низкий. Наши игровые ассоциации им в этом помогают.
Заключительная часть.
Итак, хочется подвести итог моей скромной статье. Надеюсь, что мой опыт, который я попыталась написать коротко и доступно, поможет начинающим педагогам в работе с детьми 5-6 лет, особенно сельской местности, где так мал набор детей. Еще раз хочу отметить, что использовала в работе труды следующих педагогов:
А. П. Савина-Крайнова «Секреты красивого пения»
Т. А. Боровик «В пространстве между миром и игрушкой»
Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».