надежда васильева
«К нам гости пришли…» — утренник, посвященный Дню Удмуртской республики
▼ Скачать + Заказать документы
«К нам гости пришли…».
Утренник, посвященный Дню Удмуртской республики
для детей старшей и подготовительной групп.
Образовательные задачи: Систематизировать ранее полученные знания детей о культуре удмуртского и русского народа. Научить рассказывать выразительно, четко на удмуртском и русском языках.
Познавательно-развивающие: Систематизировать знания детей на удмуртском языке о частях тела, цвете, национальных блюдах.
Воспитательные: Воспитывать в детях любовь и уважение к родному языку и ее культуре.
Публикация «„К нам гости пришли…“ — утренник, посвященный Дню Удмуртской республики» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Удмуртия, мой край
- Темочки
Предварительная работа: Занятия, экскурсии в школьный музей, ИЗО деятельность, чтение сказок на удмуртском языке.
Необходимый материал: Две пары лаптей, 6 разноцветных атласных ленточек, две подушки.
Ход мероприятия:
(Зал украшен в деревенском стиле. Боня (одета в красное платье в белый горошек с таким же бантиком на голове, на носу фиолетовый фонарик, а на ногах большой башмачок) осмотривает все вокруг, удивляется).
Боня: Кажется, я совсем не во дворе у Малыок? Как тут все интересно. Где интересно Малыок? Ребята, Привет? Вы уже здесь! Ой, какие все нарядные, красивые.
А меня вы узнали? Я живу на далекой волшебной планете Барбарелла. У меня много друзей.
Люблю я розовый компот,
Он очень, очень вкусный.
На Барбарелле каждый пьет,
Его если сварю я.
(Боня).
А как вас зовут, ну-ка руки подставляйте, кому в ладошки хлопну, свое имя называйте. Ну, вот и познакомились.
Малыок сказала, что у вас сегодня праздник, и я решила к вам прилететь и вместе с вами веселиться. А вы знаете, какой праздник сегодня?
Ответы детей.
День рождения Удмуртии.
Воспитатель: Да, сегодня День рождения нашей республики. У каждого из нас есть свой день рождения: у одних зимой, у других – весной и летом. А у нашей республики – осенью, 4 ноября, когда вся природа подготовилась встречать матушку Зиму. Сегодня мы собрались здесь, чтобы рассказать об Удмуртии, о людях, которые живут в ней, об их обычаях. И, если ты не против, Боня, праздник мы начнем с красивой песни о нашей Удмуртии.
«Это наша Родина».
Музыка: Тиличеевой Е.
1. Встанем утром рано,
Выглянем в окно.
Смотрит с неба солнце,
Светит нам оно.
Все, что ясным утром
Видно из окна –
Это наша Родина,
Удмуртия моя!
2. А высоко в небе
Остается след
Быстрых самолетов
И больших ракет.
Припев.
3. Космос покорила
Раньше всех она –
Это наша Родина-2 раза
Любимая страна!
Боня: Ах, какая красивая песня. Я тоже очень люблю свою планету. На нашей планете все живут дружно. А что вы знаете о своей Удмуртии, ребята?
Ответы детей: Удмуртия – это наша Родина. Здесь дружно живут много разных народов. Мы даже стишки знаем про Родину. Вот, послушай, Боня.
1 чтец:- Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Татьяна Бокова
2 чтец:- Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
3 чтец:- Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Боня: Замечательные стишки. На нашей планете есть школа Дружбы, где все учатся дружить. Я вот на вашей планете нашла себе подружку. Да только она куда-то пропала. Как бы с ней беда не случилась.
(Боня ходит по залу, выглядывает в окно, выходит из зала и тут же возвращается с лаптями).
Боня: Смотрите, что я нашла. Ребята, вы знаете что это?
Воспитатель: Это лапти – обувь, которую носили наши и прадедушки и прабабушки. «Лапти плести, не речи вести» говорили в народе. В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Искусство плести лапти давалось не каждому. Как любое творчество, это дело требовало вдохновения и упорства.
4 ребенок: Сегодня осталось мало людей, которые умеют плести их. Анатолий Алексеевич Абросимов – гордость нашей деревни, мастер на все руки. А какие у него лапти! Не налюбуешься.
5 ребенок: В нашей деревне есть даже памятник лаптю, его поставили в честь того, что и сегодня в нашей деревне плетут лапти. Мы очень гордимся нашим мастером. А еще у нас можно даже на экскурсию сходить в резиденцию Вумурта и посмотреть фильм о лапте.
Боня: Как интересно. Я тоже хочу себе такую же обувь. И памятник ваш хочу посмотреть, но только я бы хотела со своей подружкой, с Малыок на экскурсию сходить?
Воспитатель: Конечно, мы тебя после праздника обязательно сводим на экскурсию вместе с Малыок. А Малыок очень любопытная девочка, поэтому и назвали ее так, в переводе на русский «Почемучка». Наверное, опять в какую-нибудь историю попала. А давай мы тебя пока научим играть в удмуртскую игру «Кутэн шудон». А там и Малыок, глядишь, придет.
Игра «Кутэн шудон».
Ребята встают в круг, а Боня в центре круга крутится с лаптями и должна задеть ноги детей. Дети же должны прыгать, чтобы их не задели.
Игра заканчивается, звучит любая быстрая мелодия, Малыок запыхавшись заходит в зал.
Малыок: Ой, Здравствуй, Боня, ребятки, а вы тоже уже здесь! Я вот опоздала. Так торопилась, даже лапти-скороходы на прокат взяла. Бежала, бежала, а они большие оказались, да и выпали с ног. Вот еще и их искала, да так и не нашла, куда выпали? Не знаю теперь, что и делать, откуда такие лапти достать?
Боня: А я вот, во дворе какие-то лапти нашла, может твои, посмотри-ка!
Малыок радостно: Они, они самые. (Начинает приплясывать и надевает лапти). Ой, ой, ой побежали…. (Бегает по залу 2-3 круга. Боня останавливает её).
Боня: Ну, что, забыла, что они у тебя волшебные? А ну-ка, попроси в своих лаптях наших детишек лучше побегать. Посмотрим, кто у нас самый шустрый.
Конкурс «Кто быстрее добежит в лаптях».
Дети делятся на две команды, проводится эстафета с лаптем, чья команда быстрее добежит.
Боня: Ну, вот и повеселились. Малыок, а мне тут ребята по секрету сказали, что они и по-удмуртски говорить могут, я очень хочу послушать.
Малыок: Да, ребята у нас любознательные и знают не только русский язык, но еще и изучают удмуртский. А я проверю, как вы хорошо его уже знаете. Буду говорить с вами по-удмуртски.
Тани мынам пестере, нимысьтыз Лопшо Педуньлэсь кури. (Показывает свой пестерь и достает оттуда разноцветные ленточки). Кин мыным вералоз шонер буел нимъесты, со ик та чебер лентаослэсь кускерттон, Бонялы синпелет, керттоз. Боня, ребята сплетут из ленточек поясочки. Я думаю, ты будешь рада такому подарку от ребят?
Конкурс «Назови цвет и сплети поясок».
Малыок показывает ленточку определенного цвета, а дети должны назвать его по-удмуртски, потом выбираются две девочки, которые за определенное время должны сплести поясок из разноцветных ленточек.
Боня: Какие красивые поясочки, спасибо, ребята вам большое, и тебе Малыок.
Малыок: Чебересь кускерртонъесты пормизы. Нош али мон визьдэс сынало, юанъес сето, нош ти шуыны быгатиськоды яке «вань», яке «овол».
Буратинолэн нырыз вань-а?
Кионлэн киыз вань-а?
Книгалэн пыдыз вань-а?
Петрушкалэн быжыз вань-а?
Мунелэн синмыз вань-а?
Захарлэн пельыз вань-а?
Колобоклэн йырсиез вань-а?
Воспитатель: Малыок, нош пиналъес тыныд но кузьым дасязы. Удмурт сямен кылбур дышетизы. Кылзод-а?
Малыок: Одно ик кылзо, нош Боня пумит уз луы-а? Боня, ребята выучили стишки на удмуртском языке, послушаем их?
Боня: Мне так понравилось, как вы говорите на удмуртском языке, что я даже подумываю уже тоже учить этот язык. Конечно же, я с удовольствием послушаю стишки.
1. Стишки детей.
6 чтец:- Одиг йыры,
Одиг ныры.
Одиг гинэ сюлэмы,
Одиг вордскем шаермы.
Одиг гинэ шундымы,
Одиг гинэ толэзьмы,
Одиг анай-атаймы –
Одиг вордскем шаермы.
7 чтец:- Тол пелля ке но кужмо,
Ми кырзаськомы.
Шаере чузъяськымон
Жингырес гурмы.
Туннэ шаермылэн вордскем нуналэз.
Туннэ Вань странамылэн
Шулдыр праздникез.
8 чтец:- Мар дунне вылын
Котьмарлэсь чебер?
Со – одиг кылын –
Вордиськем шаер.
9 чтец:- Портэм калыкъес
Уло огкылысь:
Эшъясько соос,
Чош тыршо сюлмысь.
Ф. Пукроков
10 чтец:- Мон пичи пияш – удмурт,
Мынам доре – удмурт гурт.
Гуртэ вол-вол пуксемын
Шулдыр удмурт шаерын.
А. Уваров
Малыок: Ребята, я совсем забыла. Я ведь еще хотела показать вам старинную русскую игру «Бой с подушками». Я даже подушки с собой принесла. А ты Боня, смотри, а потом и своих друзей научишь этой веселой игре.
(Малыок достает из мешка две подушки.)
А ну, проверим, есть ли у нас здесь силачи.
Конкурс «Бой с подушками»
Выбираются два человека. Они берут в руки по подушке и встают по разные стороны скамейки. По сигналу начинают сбивать противника. Выигрывает тот, кто первым это сделает.
Воспитатель: Отдохнули мы на славу,
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит.
Боня: А давайте еще споем мою любимую песню про барбариков.
Песня «Барабарики» автор песни Любаша.
1. Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!
Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,
Это Бар-бар-бар-барики.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – Барбарики.
2. Встал вам на ногу слон –
Значит, хочет подружиться он.
Хочет научить вас
Шевелить ушами.
На нос села оса –
Значит, хочет познакомиться,
И пощекотать, а
Вовсе не ужалить!
Припев.
3. К нам на праздник доброты
Приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.
Припев.
Малыок: Ой, я совсем забыла у меня в пестере еще и перепечи есть, специально в честь праздника песянай испекла, а ну, налетай детвора, угощайся.
Пере-пере-перепеч песянай пора туж зеч.
Лыктэлэ ти дорамы,
Ваньдэс куно каромы.
Боня: Ребята, вы так интересно живете, мне у вас понравилось, я обязательно расскажу своим друзьям о вашем детском саде. И, наверное, мы с вами будем дружить. Я для вас сварила розовый компот и напекла разных вкусностей. А, ну-ка, отгадайте мои загадки, чем же я вас сегодня угощу?
- Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я один тебя не съем, разделю ребятам всем.
(Бублик)
- Напекли хозяюшки к празднику в печи,
Пышные, румяные чудо-
(Калачи)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и самовар готов, наливайте чайку, да угощайтесь на славу!
[i]Уже кутэм литература:
1. Боталова Н. П. Дышетисьлы юрттэт: 1-ти классын «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» пособиен ужаны дэмланъес. – Ижевск «Удмуртия», 2004.
2. Вуюись: Покчи нылпиослы хрестоматия. – 2-ти изд., будэтэмын. - Ижевск: Удмуртия, 1990.
3. http://festival.1september.ru/articles/562986/
4. http://school-work.net/zagadki/prochie/page6.html
5. http://ejka.ru/blog/stihi/10.html
[/i]