Светлана Кривоногова
Изотерапия как зоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
«Изотерапия, как здоровьесберегающая технология»
В своей работе я использую инновационную технологию - изотерапия, которая выражается в заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье воспитанников.
Изотерапия - предлагает дошкольнику выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работы с природным материалом, помогая тем самым найти новые способы общения с миром, делая этот процесс радостным, интересным и успешным для каждого.
Темочки:
В моей группе, а впрочем, как и в любом детском коллективе, имеются дети группы "риска", имеющие проблемы в эмоционально-личностной сфере, общении и поведении. Организуя совместную деятельность с детьми в группе, я заметила, что вовремя изобразительной деятельности у детей группы "риска" снижается импульсивность, тревожность, агрессивность, неадекватное поведение.
Поэтому, я решила систематизировать работу, и разработать коррекционно-развивающий цикл, в который входит 2 блока совместной деятельности.
В первый блок входят образовательная деятельность, помогающая детям осознать и отреагировать свои внутренние эмоциональные состояния: "Моё настроение", "Радость", "Грусть", "Удивление","Страх".
Второй блок направлен на осознание своего личностного "Я" и формирование способов эффективного взаимодействия детей друг с другом: "Я", "Я и мои друзья", "Дружное путешествие", "Добрые дела".
Работа в технологии изотерапии рекомендует определенную структуру образовательной деятельности:
1. Ритуал приветствия.
2. Настрой, разогрев.
3. Основное содержание.
4. Любование детскими работами.
5. Итог занятия (ритуал окончания занятия).
Необходимо сохранить логическую последовательность её частей, что позволит снизить тревожность, увеличить предсказуемость деятельности, и сделать обстановку более защищенной.
Особый акцент делается на выборе изобразительных техник. На первом этапе используются техники с неформальными материалами, не закрепощающие ребенка, например: кляксография, монотипия, пальчиковая живопись, волшебные нитки, рисование мыльными пузырями. Это позволяет снизить страхи, тревожность, дает полет фантазии.
В дальнейшем увеличивается количество парных и групповых заданий, в процессе которых детям приходиться договариваться, обсуждать, делить территорию, что способствует развитию навыков позитивного бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.
Выбор материалов определяет характер действия детей. Некоторые материалы, как карандаши, мелки, фломастеры, позволяют усилить внутренний контроль,
в то время как другие - акварель,гуашь, глина - способствуют свободному самовыражению и позволяют передавать более широкий спектр эмоций.
В своей работе с дошкольниками следующие приемы изотерапии :
Изотворчество. Перед началом данного рисования проводится определенный психологический настрой, затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя и ни о чем не думая, - никакого реализма, дети рисуют то, что они увидели, почувствовали во время психологического настроя. После окончания работы обязательно) проводится рефлексия работ — разговор по вопросам: Как удалось передать свои чувства, состояние? Что мешало рисовать, что помогло и другие вопросы.
Свободное рисование. Каждый ребенок рисует то, что хочет рисовать, на заданную тему. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем рисунки вывешиваются и начинается беседа с начала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.
Коммуникативное рисование. Группа объединяется в пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключены, они общаются с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования я выхожу на беседу о работах. При этом анализируется не художественные достоинства произведений, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у детей, и их отношения друг к другу в процессе работы.
Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании рисования анализируется участие каждого члена группы, характер его вклад и особенности взаимодействия с процессом рисования, то, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать сколько места на листе занимает и т. д. Анализ детьми общего рисунка начинается с рассказа о том, что они хотели нарисовать, как они рисовали, что у них получилось, что они выразили на рисунке, какие чувства у них вызывает рисунок.
Дополнительное рисование. Каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, передает затем свой рисунок по кругу, и его сосед продолжает этот рисунок и что-то дополняет на лежащем перед ним чужом рисунке. Таким образом, каждый ребенок дополняет каждый раз рисунок другого ребенка. Рисунок должен побывать у каждого члена группы и прийти к своему «хозяину». Автор рисунка говорит, что он хотел нарисовать и что в результате общей работы на его рисунке получилось.
Результатом моей работы является нормализация психофизического состояния и эмоционально-личностного статуса ребенка, что позволяет вывести ребенка из группы "риска", а так же социальная успешность при переходе на новую образовательную ступень и легкая адаптация к ситуации школьного обучения.