Любовь Пироженко
Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста.
В детях с самых ранних лет
должны развивать чувство
изящного, как один из
первейших элементов
человечности.
В. Белинский
Публикация «Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование творческой личности – одна из важных задач. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – художественно – творческая деятельность.
В дошкольном возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, используя нетрадиционные материалы и техники, дети развивают определенные способности: уточняют свои представления о цвете, зрительную оценку формы и размера предметов и их частей, ориентирование в пространстве, чувство цвета, у них развиваются воображение, мышление, речь, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. На таких занятиях дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Все виды художественно – творческой деятельности тесно связаны с
различными разделами программы. В процессе занятий по ознакомлению с
окружающим миром, в том числе с природой; по развитию речи, по чтению
произведений художественной литературы дети получают разнообразные
впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это
обогащает их опыт и образное содержание любой художественной
деятельности, способствует развитию мышления.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает
разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им,
огорчается, если что-то не получается. Старается добиться
удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки,
отказывается заниматься. В работе над изображением ребенок приобретает
различные знания, уточняются и углубляются его представления об
окружающем мире, он овладевает новыми для него изобразительными
навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и
учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его
психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или
иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание
того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается изобразительное
творчество ребенка, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам
придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда
создается изображение по заданию воспитателя, определяя композицию,
цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные
дополнения.
В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются
нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до
конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать
трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение
объединяться для общего дела, договариваться, стремление помочь друг
другу.
Возможность интеллектуального развития детей в процессе
изобразительной деятельности определяется тем, что дети передают свои
впечатления, полученные в окружающей жизни. При создании образа
действительности или литературного персонажа, картины у детей
уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые
являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно
образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных
формах и пространственном положении предметов окружающего нас мира,
различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети узнают различные
материалы (бумагу, краски, пластилин, мелки и др., знакомятся с их
свойствами, приобретают навыки работы с ними. Дети узнают орудия труда
человеческой деятельности – кисть, карандаш, ножницы и усваивают
способы действия с ними. У детей складывается эстетическое отношение к
изображаемому объекту, и к самому процессу изображения.
Изобразительная деятельность, один из путей воспитания чувства
прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни
общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре,
произведениях декоративного искусства, формирования потребности
изобразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
В процессе изобразительной деятельности у детей закладывается
интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которой
впоследствии будет формироваться художественная культура человека.