Ирина Митюкова
Семинар для педагогов по познавательному развитию «История возникновения частушки»
▼ Скачать
по познавательному развитию
«Край, в котором мы живем»
«ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСТУШКИ»
Формат проведения: Мультимедийная презентация о частушке, доклад, совместное исполнение частушек.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов. Знакомство с историей возникновения частушки.
Задачи:
1. Донести информацию в интересной непринужденной форме с использованием ИКТ.
Публикация «Семинар для педагогов по познавательному развитию „История возникновения частушки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Частушки
- Темочки
2. Познакомить с ведущими исполнителями- частушечниками.
3. Предложить педагогам исполнить знакомые частушки
Текст презентации
1. ЧАСТУШКА
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения.
И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же :
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:
На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная.
Другой возражает:
На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!
Нередко частушки образуют циклы ("спевы)
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше конца 19-го века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
В частушке встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер
коротушка, трясогузка,цыганочка, Семеновна, припевка, собирушка, вертушка,
топтушка, то прямо указывающим на место ее рождения:
• волжские матанечки,
• уральские тараторки,
• саратовские страдания,
• рязанские ихохошки,
• елецкая,
• сибирская подгорная.
Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.
В ней 4 обязательных строки:
Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.
Частушка знает пародию на самое себя - это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят.
Отсутствие рифмы - это обманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая частушка.
3. ЧАСТУШКА - ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ
Частушка стала широко распространяться, ее интересует всё : личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости.
Большинство частушек - о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня.
Не хочу сидеть с лучиной -
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна -
Дайте милого сюда.
(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)
Частушка - песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками.
Любимых особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, залётка.
Меня дроля не целует,
Только обещается,
А любовь без поцелуев,
Строго воспрещается.
Частушка не обходит вниманием при случае начальство: Думу (старую, царя, а в советское время - бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии.
5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война. Красные и белые - те же русские люди - насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов.
Красны-белы, сложьте ружья,
Замиритеся войной,
Отпустите наших миленьких
Нераненых домой!
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "Яблочко»
Красные пели:
Эх, яблочко,
куда котишься,
в ВЧК попадешь –
не воротишься.
Белые отвечали на тот же мотив:
Пароход идет
Мимо пристани,
Будем рыбу кормить
Коммунистами.
А потом попал в частушки и Сталин :
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
"Раскулачивать народ".
По талонам – горькая,
По талонам – сладкая.
Что же ты наделала,
Голова с заплаткою!
Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжё лом труде:
Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:
Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!.
А когда началась перестройка, заговорили о хозрасчете и. ничего не делали. Опустели магазины.
Перестройка - мать родная,
Хозрасчет - отец родной.
Чем родители такие,
Лучше буду сиротой!
Вся как маков цвет горю,
Видит Бог, не хвастаю,
Борю Ельцина люблю
За челочку вихрастую.
Коммунистическое руководство провалилось, компартия была распущена. И посыпались частушки о партии :
Мимо нашего райкома
Я без шуток не хожу:
То им серп в окошко суну,
То им молот покажу.
В последние десятилетия городское безымянное творчество проникает и в деревню. А вот деревенская по своему происхождению частушка, наоборот пришла в город.
Охмуряла я парнишку,
Ой, молоденький, такой!
И на вид совсем зеленый,
Оказалось — голубой.
Кубань – житница страны.
Дары поля – всем нужны.
Молоко и мясо также
Для питания важны.
А когда кубанский хор
С песней выступает.
Равнодушных быть не может,
Песня – зажигает.
Ой казачка я лихая
люблю мужа своего
коль застану вдруг с другою.
прибью дрыном я его.
А себе ещё найду.
мужа чернобрового.
коль не будет он любить.
снова найду нового
Мы с веселой песней дружим
По - кубански говорим
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
В о Кубанской во станице
Люди добрые живут,
Любят петь и веселиться,
С детства уважают труд.
Так в станице повелось
На земле казачьей:
Как бы трудно ни пришлось,
Сроду не заплачем.
Ты, играй, играй, гармошка
Гармошка кубанская
Я девчонка боевая
С края Краснодарского.
Купи, батюшка, румян,
Буду я румяниться;
Мое бледненько лицо
Никому не нравится.