елена сидорова
Использования дидактических игр с детьми раннего возраста в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
«Использования дидактических игр с детьми раннего возраста в адаптационный период».
Ранний возраст – период, благоприятный для общего психического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Поскольку в раннем возрасте общение, а затем предметная деятельность являются ведущими, в задачах и содержание игр предусмотрено овладение детьми способами общения и элементарными предметными действиями, т. е. непосредственно-эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным. Именно поэтому игры уже с первого года жизни призваны помочь в решении следующих задач:
Публикация «Использования дидактических игр с детьми раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические игры
- Игры в период адаптации
- Младшая группа
- Темочки
- вызывать у детей радость от общения;
-учить жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;
-побуждать малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей и т. д. Содержание игр направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком.
Дидактические игры – одно из важнейших средств развития ребенка. Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению детской непосредственности, начальной активности и самостоятельности. Они в значительной мере стимулируют инициативные высказывания детей, что является показателем не только умственного и речевого развития, но и развития личности в целом. В играх создается наиболее благоприятная ситуация для индивидуального подхода к детям. В организации игр велика роль взрослых (родителей и педагогов). Они определяют задачи, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей детей, создают оптимальные условия для того, чтобы игры были развивающими.
Дидактические игры дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Содержание и методика дидактических игр направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических игр важно сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте : они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей раннего возраста в период адаптации.
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дидактические игры в период адаптации развивают умение ощущать и понимать окружающих, выражать заинтересованность к сверстникам, помогают организовывать в группе дружелюбную атмосферу, эмоции радости, эмоциональный подъем, взаимопомощь, сплоченность, взаимодоверие в коллективе и со взрослыми. Работа с дидактическими играми организуется в групповой форме так и индивидуально. В период адаптации особое внимание отводится игр с бизибордами, изготовленные своими руками. Они служит помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности. В процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение. Также с этой целью в детском саду проводятся дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста, направленные на развитие таких психологических процессов, как память, мышление, творческое воображение, они вырабатывают усидчивость, дают простор для проявления самостоятельности, необходимы для умственного развития маленьких детей. Дидактические игры хороши тем, что малыш видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает в малыше чувство радости.
Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
Игры с предметами. В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.
Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, игры «Чей домик», «Малыш и мама». Эти игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний.
Словесные игры - построены на словах и действиях играющих. Театрализованные игры способствуют развитию познавательной сферы детей раннего возраста : закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с домашними и дикими животными, учат бережно относится к игрушкам и т. д. Сказки – это первые произведения, которые малыш слышит с самого младенчества. Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства.
В адаптационный период необходимы фронтальные игры, чтобы дети не чувствовали себя обделенными. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей. В индивидуальном подходе нуждаются робкие
дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Поднять им настроение можно пальчиковыми играми. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми.
Также необходимо создавать условия для самостоятельных игр и упражнений. Следует предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно с ними почитать книжку, рассмотреть картинки, понаблюдать за окружающим. Во время проведения занятий с использованием дидактических игр наблюдаются положительные изменения. У детей повышается общий эмоциональный фон, снижается уровень тревожности, повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со сверстниками, сокращаются сроки психофизической адаптации, укрепляются адаптивные возможности, тем самым способствуя, благоприятной адаптации детей.
Таким образом, использование дидактических игр помогают детям легче проходить период адаптации в детском саду.
В период адаптации важно проводить беседы, консультации с родителями, знакомить их с организацией воспитательно –образовательного процесса, рассказывать им о пользе использования разнообразных игр во время адаптации детей и необходимости играть с детьми дома.