Любовь Севрук
«Использование загадок в работе с детьми».
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
- Старшие дошкольники активно знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за птицами, животными, насекомыми, их повадками; они следят за ростом и развитием растений; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года, и в процессе этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе. - У детей расширяются знания о труде взрослых, об орудиях и предметах труда, о транспорте, о быте, современной технике.
Публикация «„Использование загадок в работе с детьми“,» размещена в разделах
- Готовясь к школе, дети проявляют повышенный интерес к книге, знаниям, у них продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза.
Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.
Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме.
- Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Так, наблюдая за деревьями, можно загадать загадки :
«В одежде летом, зимой раздеты».
«В белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы». «Что летом и зимой в рубахе одной».
Дети отгадывают загадки, показывают деревья и доказывают правильность своего ответа. Дети могут придумать свои загадки.
Катя М. придумала такую: «На каком дереве зимой ягоды висят» (рябина)
Слава П. : «Похожа на сосну и елку, а зимою без иголок» (лиственница).
Нужны не только одноразовые наблюдения в естественных условиях, но и специально организованная система наблюдений, помогающая детям увидеть явления в разные периоды, в развитии. На основе обобщенных выводов по результатам длительных наблюдений построены загадки такого типа : «Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька» (луна, месяц).
- В ряде случаев для постижения внутренней сущности явления требуется опытный путь. Чтобы отгадать загадку : «В огне не горит, в воде не тонет» (лед, надо провести опыты со льдом. Они станут ключом к отгадке. Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними:
«Пляшет крошка, а всего одна ножка» (волчок)
«Упадет – поскачет, ударишь – не плачет» (мяч).
Всестороннее обследование детьми предметов в процессе многократных действий с ними, наблюдение явлений в разных условиях обогащают опыт детей, дают фактические знания о мире. Загадка служит при этом художественным завершением и обобщением процесса наблюдения, рассматривания, сравнения.
Например, после рассматривания грибов, детям загадывают загадки :
1. «Я родился в день дождливый под осинкой молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой» (подосиновик).
2. «А вот кто – то важный на беленькой ножке. Он с красною шляпкой, на шляпке горошки» (мухомор).
Отличительные признаки грибов, отмеченные ребенком при их рассматривании и после этого сформулированные в виде художественного описания в загадке, осознаются глубже и поэтому прочнее усваиваются.
- Наряду с наблюдениями и опытами знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют на занятиях и в дидактических играх. Так проводятся дидактические игры по классификации предметов на основании какого – либо признака:
- «Кому это нужно?» (предметы, необходимые представителю той или иной профессии,
- «Что из чего сделано?»
Дидактические игры с загадками для старших дошкольников предлагает Е. Кудрявцева.
Загадки широко используются как исходный подсобный материал для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда, мебель, т. д.) и видовые (мухомор, мак, чашка, стол) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейшие обобщения. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал.
Например, загадываются загадки об овощах : о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи)
На материале загадок о животных и насекомых можно проводить упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны назвать отдельно животных и отдельно насекомых.
Упражнения типа «Кто лишний и почему?» также помогают в классификации предметов. Дети отгадывают 3 – 4 загадки : одну о животных, остальные о птицах.
1. «В воде купался, а сух остался» (гусь).
2. «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (дятел)
3. «Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей» (грач)
4. «В клубок свернется, а взять не дается» (еж).
Дети выбирают, кто лишний и обосновывают свой ответ.
Для упражнений на сравнение можно использовать любые загадки. Такие упражнения развивают речь ребенка, формируют навыки построения предложений.
- Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. Так, при рассматривании картины «Зимние забавы» в первой части занятия уточняются представления детей о признаках зимы, о зимних развлечениях. Во второй части проводится игра «Почта Зимушки – зимы» с целью закрепления знаний о зиме и развития речевых навыков. Дети отгадывают загадки воспитателя, а затем сами загадывают загадки о том, что нарисовано на картинках, лежащих в конвертах. Остальные отгадывают и соотносят отгадку – картинку с общей картиной «Зимние забавы».
В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками : «Что нам нужно для работы?» Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы. В приведенных примерах занятий загадки используются во второй части занятия, как закрепление знаний.
Можно провести занятие, все построенное на загадках : «Едем, плаваем, летаем» (о видах транспорта). Воспитатель предлагает отгадать загадки о разных видах транспорта. В случае правильного ответа ребенок берет картинку и ставит ее рядом с изображением, обозначающим среду передвижения указанного транспорта (дорога, вода, небо). Дети в ходе игры классифицируют транспорт на наземный, водный, воздушный.
Загадки активно используются также по на занятиях изобразительной деятельности. Очень часто занятия по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок. Это повышает интерес к деятельности, упражняет детей в речевых навыках.
Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.
Загадка это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.
Литература:
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976 г.
2. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9,с. 23-26.