Елена Круговых
Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Тема «Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Актуальность работы.
Мы живем в интересное, но сложное время. В общественном сознании все более широкое распространение получают индивидуализм, цинизм, равнодушие, пренебрежение отношения к гражданской дому и Родине. Материальные блага стали ценится значительно выше духовных ценностей, исказились понятия о доброте, великодушии, гуманизму. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети, подростки и молодежь.
Публикация «Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Устное народное творчество
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству. Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество. Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…».
В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
дети дошкольного возраста характеризуются высокой восприимчивостью к воздействиям и возникновению ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Мы воспитатели являясь проводниками детей во взрослый мир и руководствуясь ФГОС ДО обязаны приобщать детей в том числе к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, приобщение к культуре и истории родной страны, на наш взгляд, невозможно без приобщения к региональному компоненту. Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные особенности, свою уникальную историю, природу, традиции и быт. Выбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен их родной край.
Моя практическая деятельность предполагает формирование у детей определенных знаний, навыков и умений: умение использовать полученные знания в играх, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, традиции и т. п. Участие в народных праздниках, чтение художественной литературы (об обычаях и традициях народа, игра в традиционные народные игры, все это так же способствует развитию у ребенка патриотических чувств. Таким образом, в основу нашей работе мы положим многоэтапность патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а средствами патриотического воспитания – мезосреду, художественную литературу и искусство, фольклор, практическую деятельность и традиции.
Ведущая роль в воспитании детей дошкольного возраста в доу принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно. В группах созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.
По теме «Развитие детей средствами малых форм фольклора» я работаю с 2012года. Данная работа показала эффективность развития детей дошкольного возраста по всем образовательным областям.
Исходя из актуальности моей темы были определены следующие задачи:
-развитие интереса к народному творчеству и музыке;
-воспитание чувство причастности к русской культуре;
- формирование знаний о русской культуре через ознакомление с бытом, традициями и фольклором русского народа;
-ознакомление детей с историей русского народного костюма; с народными праздниками, с историей их возникновения;
-создать условия для самостоятельной деятельности;
-оказывать помощь родителям в возрождении и развитии лучших традиций.
Для знакомства детей с устным народным творчеством были выбраны следующие направления работы: (содержание деятельности)
1. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах. На занятиях познавательного цикла я знакомлю детей с народными приметами, обрядовыми действиями. Так же мы говорили о народностях Камчатки. Мы говорим о том: Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Это помогает расширять общий кругозор детей, психологически подготавливает к осознанию важности народной культуры, пробуждая интерес к ней.
2. Знакомство с устным народным творчеством.
Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Фольклорные загадки знакомят детей с предметами быта. Пословицы и поговорки приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине. Дети с удовольствием произносят потешки, прибаутки, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
3. Исполнение народных и стилизованных песен
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке и народной песне, в частности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни. Большинство народных песен можно инсценировать. И дети с удовольствие включаются в эту игру. Инсценировка помогает развивать у ребенка воображение, активизировать его творческие проявления
4. Знакомство с русскими народными играми.
Важную роль в ознакомлении детей с народным творчеством играют народные игры. Я стараюсь показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. На занятиях и в повседневной деятельности я знакомлю детей с доступными народными играми, такими как «Ручеёк», «Плетень», «Две тетери» «Гуси-лебеди» «У медведя во бору» «Платок» и т. д. Включение таких игр в праздник дарит детям незабываемые эмоции. В народных играх дети учатся общаться, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Особенность народных игр в том, что они, обучают личность социальной гармонизации, прививают чувство коллективизма.
5. Погружение в быт русского народа.
Я убеждена также, что для успешного воспитания патриотизма немаловажно погрузить детей в атмосферу русского национального быта, создавая для этого развивающую среду. Это и оборудование фольклорных уголков в группах с предметами домашней утвари. Это совместное с детьми изготовление игрушек фольклорной тематики. Это экскурсия в музей на базе МБОУ СШ № 6. п Козыревск. Это и возможность примерить на себя народный костюм в уголке ряженья. Переодевание в национальный костюм уже вносит свою частицу в патриотическое воспитание, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Дети очень любят фольклорные мероприятия в том числе и за то, что у каждого будет костюм. Тем самым мы расширяем представление детей о народной одежде, развивается интерес к культуре нашей Родины.
6. Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.
Особую роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играют праздники в детском саду. А также драматизация сказок, песен. Это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.
Нельзя решить наши задачи без участия родителей. Родители положительно относятся к работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания, совместные праздники и развлечения, консультации, онлайн-сообщения, и многое другое.
. Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ППРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Для повышения эффективности образовательного процесса применяю ИКТ-технологии, это обеспечивает высокую степень наглядности повышение интереса детей. При проведении таких занятий активизируется психические процессы воспитанников : внимание, восприятие, память, мышление. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ИКТ используются в виде компьютерных презентаций («Быт и традиции русского народа» «Русские народные игрушки», «Легенда о Кутхе» «Моя малая Родина-Камчатка» и многие другие, интерактивные игры( «В мире русских народных сказок» «Одень куклу в русский костюм» «Элементы декоративной росписи» «Быт традиции народов Севера» и тд, просмотр фильмов, мультфильмов по теме русских былин, занятия на интерактивной доске, игры с интерактивной песочницей, комната релаксации и тд. В частности, применение информационных технологий обеспечивает:
Решение образовательных задач:
- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с народным творчеством;
- активизировать у детей словарный запас;
- расширить диапазон детских игр;
- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые комбинации элементов разных видов росписи);
Решение воспитательных задач :
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
- воспитывать эмоционально - положительное отношение к устному народному творчеству, эстетическое восприятие.
Развивающие:
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
-развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
- развивать заинтересованность ИКТ и способность работы с компьютером.
А использование ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения помогает, увеличить эффективность работы у детей в приобщении к русскому народному творчеству и народным традиция. Например в знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством своего народа, которое является важнейшей составляющей в процессе приобщения детей к народной культуре, помогают виртуальные экскурсии в музеи страны. Через них дети знакомятся с народными промыслами, видят разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства, утварь и одежду наших предков, а затем свои знания смогут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.
Использование ИКТ, в приобщении к изучению русского народного творчества в сочетании с традиционными методами обучения способствует формированию личности ребенка, а именно его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народного искусства, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.
Именно использование современных технологий может активизировать приобщение современного поколения к народным традициям, культуре и позволит уже с первых лет жизни вызвать у малышей живой интерес к истории своего народа и заложить фундамент формирования здоровой личности будущего патриота своей Родины.
Заключение Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.