Ирина Чайка
Использование технологии «Сказкотерапия» в психолого-педагогическом сопровождении детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из видов коррекционных технологий, используемых в нашей работе, является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Она нацелена на активизацию в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими детьми, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Публикация «Использование технологии „Сказкотерапия“ в психолого-педагогическом сопровождении детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе занятия по сказкотерапии мы решаем следующие задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Обогащать словарь формулами словесной вежливости.
Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, оказывать друг другу помощь.
2. Познавательное развитие:
Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств : произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
3. Речевое развитие:
Совершенствовать речь как средство общения.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Формировать умение вести диалог между детьми (персонажами сказки); учить быть доброжелательными и воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
4. Художественно-эстетическое развитие:
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма.
Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
Продолжать развивать коллективное творчество.
Продолжать учить детей размещать изображения на листе сюжет народной сказки.
Продолжать учить сооружать постройки.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах: на ударных (барабан) и русских народных музыкальных инструментах: трещотках, ложки, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре.
Знакомить с национальной пляской способствуя дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
5. Физическое развитие:
Развитие интереса к участию в подвижных играх и активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивать психофизические качества : выносливость, ловкость, гибкость.
Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
Совершенствовать координацию рук и ног; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
6. Коррекционно – развивающие:
Коррекция и развитие эмоциональной сферы.
Коррекция и развитие культуры общения.
Коррекция и развитие поведения.
Коррекция психоэмоционального напряжения.
Развитие грамматического строя речи.
Автоматизация звуков.
Создание психолого-педагогической среды и комфортных условий развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказки отражают содержание культуры, к которой принадлежат и формируют культурный смысл поведения. В данном случае русская народная сказка «Теремок».
В своей работе с детьми используем элементы сказкотерапии в разнообразных формах: психогимнастика, игра-терапия, сказка на кубике,сказка на рисунке, театрализованная сказка, музыкатерапия. После каждой формы занятий проводим рефлексию. Где учитываются их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Мы считаем, что дети, которые воспитываются на сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Сказки, которые мы активно используем на занятиях с детьми, развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы. Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.
Библиографический список
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М. : Просвещение, 1991.
2. Баряева Л. И., Вечканова И. И., Загребаева Е. А., Зарин А. А. Театрализованные игры-занятия с детьми: - учебное пособие. - СПб. : Изд-во “Союз”, 2001.
3. Маханева М. Д. Театрализованные игры и занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Маршак С. Я. Теремок. - М. : Издательство: Мелик-Пашаев, 2013 г
5. Синицина Е. А. Игры для праздников. - М. : Лист, 1999.