Ольга Дымиха Завадская
Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с ТНР (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с ТНР (ОНР)"
В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.
Публикация «Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с ТНР (ОНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
К нетрадиционным методам, используемым в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР (ОНР) можно отнести следующие технологии:
1. Сказкотерапия;
2. Логоритмика;
3. Песочная терапия;
4. Здоровьесберегающие технологии:
• пальчиковая гимнастика;
• физминутки;
• дыхательная гимнастика;
• су-джок терапия;
• массаж каштанами, шишками и др.
• кинезиологические упражнения;
5. ИКТ - технологии (компьютерные технологии);
6. Смешанные технологии.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.
«Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одной из разновидностей здоровьесберегающих технологий, классифицируемой как технология обучения здоровому образу жизни, является Су-Джок терапия или самомассаж шариками Су-Джок. Массажёр был изобретён в 1987 г. корейским профессором Пак Чжэ Ву, который предложил новую методику лечения и снятия боли под названием «Су-Джок», что переводится как «су»- кисть, «джок» - стопа.
Шарик Су-Джок состоит из пластикового корпуса с массажными «колючками». Внутри него находятся два кольца, похожие на упругую, скрученную в ободок пружинку, которые хорошо прорабатывают массажные точки на пальцах. Также в процессе самомассажа дети тренируют пространственное ориентирование и ориентирование на собственном теле. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
В коррекционно — логопедической работе с детьми с ТНР приемы Су-Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.
Приемы Су – Джок терапии
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:
1. Массаж Су – Джок шарами;
2. Массаж пальцев эластичным кольцом.
3. Автоматизация звуков (выкладывание ритмического рисунка, а также массаж ладоней; ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука);
4. Пальчиковая гимнастика;
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков для звукового анализа слов.
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
8. Использование шариков для слогового анализа слов.
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Су-Джок -эффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод. Исследования неврологов, психологов и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка, оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка.
Таким образом, Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы с детьми с ТНР, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.