Иззатова Гюнель Фаиговна
Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи реализации
3. Влияние техники Су-Джок на возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
4. Планируемые результаты освоения технологии
5. Содержательный раздел технологии
6. Заключение
7. Литература
Введение
Публикация «Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия.
Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Создатель метода Су-Джок - южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются "пультами дистанционного управления" здоровьем человека.
Упражнения с использованием техники Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают разнообразить занятия и повысить интерес, способствуют созданию благоприятного психофизиологического комфорта для детей во время занятия.
Актуальность использования Су – джок терапии в корекционно – развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
2. Цели и задачи использоваия технологии Су-Джок
Цель использования метода - стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата посредством разных видов массажа и игр.
Задачи:
• нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;
• содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус;
• совершенствовать навыки пространственной ориентации;
• развивать память, внимание, воображение и другие высшие психические функции.
3. Влияние техники Су-Джок на возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Систематические упражнения Су-Джок, тренирующие движения кистей рук и мелких мышц пальцев рук и ног, а также их оздоравливающее действие, основанное на знаниях восточной медицины, будут благоприятно воздействовать как на тактильные области и речевую зону, так и общее оздоровление дошкольников.
Техника Су-Джок практически не имеет противопоказаний по отношению к детскому организму основных групп здоровья.
Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития одновременно и мелкой моторики, и двигательной активности, и речи дошкольников. Применение Су-Джок -массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает умственную работоспособность детей.
4. Планируемые результаты освоения технологии
Результатами освоения технологии являются целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных физических и речевых достижений ребенка.
К планируемым результатам освоения технологии можно отнести :
• благоприятное воздействие на весь организм, снижение заболеваемости;
• стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
• использование полученных знаний и сформированных умений в определенной речевой ситуации;
• повышение уровня знаний в плане речевого развития (всех компонентов речи);
• развитие координация движений и мелкой моторики;
• развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
5. Содержательный раздел технологии
В соответствии с ФГОС Су-Джок – терапия, реализуемая как одна из современных инновационных здоровьесберегающих технологий, представлена в пяти образовательных областях.
В рамках образовательной области «Познание» дошкольники приобретают новые знания о технике Су-Джок, как об одной из доступных детскому возрасту здоровьесберегающих технологий, о ее происхождении и особенностях, разучивают и совершенствуют навыки владения общеразвивающими упражнениями со специальными массажерами. Происходит развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания. Техника Су-Джок находит свое непосредственное отражение также в образовательной области «Речевое развитие». Благодаря проговариванию стихотворений во время проведения упражнений, рассматриванию иллюстраций и беседам, сопровождающим занятия, происходит развитие всех компонентов речи, практическое овладение нормами речи, развитие ее звуковой и интонационной культуры.
В образовательной области «Физическая культура» применение Су-Джок терапии направлено на гармоничное развитие и сохранение таких физических качеств у детей как ловкость, гибкость, сила, мелкая моторика, координация. Происходит развитие общей физической активности дошкольников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» также реализует свои основные функции через использование техники Су-Джок. Дошкольники из разных возрастных групп, участвующие в проекте, знакомятся друг с другом, учатся вести беседы и выражать свои чувства после прослушанной информации или музыкального сопровождения. Происходит формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение Су-Джок терапии направлено развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Приемы и формы работы Су-Джок – терапии.
Инструменты Су-Джок терапии, применяемые мной в коррекционно-развивающей работе :
• Кольцевые пружины.
Этапы внедрения Су – Джок технологии
I этап. Знакомство детей с Су –Джок тренажерами, правилами их использования.
II этап. Закрепление приобретенных умений и навыков в упражнениях и играх
1. Поглаживание мяча Су-Джок
2. Прокатывание мяча Су-Джок по столу, по ладони, по пальцам рук, по пальцам рук поочередно, по ладони руки в разных направлениях, по всей руке
3. Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок
4. Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок
5. Надавливание пальцами на мяч Су-Джок
6. Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок
7. Подбрасывание мяча Су-Джок
8. Прокручивание пальцев на шарике
III этап. Работа с массажными колечками Су-Джок
1. Надевание колечек на один палец
2. Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук)
IV этап: Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Формы организации работы могут быть : индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия, режимные моменты, физкультминутки
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:
• сократить сроки коррекционной работы;
• повысить качество работы;
• снизить энергетические затраты;
• наладить преемственность в работе всех лиц, заинтересованных в коррекции речи детей.
Существуют следующие приемы Су – Джок терапии :
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. И следующий прием это : массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии активно используют в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Использование массажера «Су-джок» направлено на:
1. Развитие фонематического слуха и восприятия : покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди других звуков; спряч шарик в лодонях, если звука там нет).
2. Развитие звукового и слогового анализа слов: (при проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. Упражнение «Раздели слова на слоги. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
3. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков) : («Шарик мы лодонью «стук», повторяем в слоге (слове звук», «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени».
4. Совершенствование лексико –грамматических категорий словообразование, словоизменение, работа над словарем).
5. Развитие памяти и внимания («Глазки закрывай, на каком пальце колечко угадай», «справа, с левая стучу – перепутать не хочу»).
6. Развитие мелкой и общей моторики: (сказка «Ежик», массаж пальцев эластичным кольцом, «Делай, как я»
7. Диагностика и стимуляция точек соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата.
8. Профилактический ручной массаж кистей рук, массаж и самомассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок (массаж проводится с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения).
Главные достижения Су -Джок терапии :
• Эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект в коррекции звукопроизношения, сокращаются сроки коррекционной работы
• Безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
• Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
• Простота применения - для получения результата достаточно проводить целенаправленную стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок инструментов. Су-Джок наборы свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
5. Заключение
Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексикограмматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
7. Литература :
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно-методическое пособие. –Ростов н/ Д: Фенкс, 2009.
2. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно- педагогической работе с детьми// Логопед, №1, 2010.-с. 36-38
3. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.
4. Платонова О. А. Су-Джок терапия для всех; М; АСТ; СПБ. ; Сова, 2007.
4. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г.
5. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. /Т. А. Ткаченко. -М. : Мир книги 2010 г.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.