Екатерина Логинова
Использование сказок в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе воспитания и обучения детей 2-3 лет особую роль играет выбор доступных и интересных форм проведения занятий. Это связано со спецификой и динамикой их речевого (и в целом познавательного) развития, а также с возрастными особенностями.
Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет педагогу возможность побуждать ребенка к повторению речи.
Публикация «Использование сказок в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Разработка занятий на основе сказочных сюжетов - одна из форм работы с данным контингентом детей. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. В ходе таких занятий познавательная активность воспитанников естественным образом стимулируется благодаря эмоционально ярким сказочным образам.
Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накопление словарного запаса, развитию связной речи). Кроме того, в игры-сказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: мимические упражнения (покажите, как Маша умеет удивляться, улыбаться т. д.); голосовые и дыхательные упражнения (покричите как Маша в лесу, а как отзывается эхо, игры и задания на развитие мыслительной деятельности (упражнения «Съедобное – несъедобное», «Угадай, кто кричит») и т. д.
На этих занятиях максимально используются наглядные средства обучения (появление героев сказки на фланелеграфе с определённым эмоциональным состоянием (радость, испуг, набор муляжей и игрушек для игры «Съедобное – несъедобное», «Кто кричит», что необходимо для детей раннего возраста). Проведение занятий способствует развитию и закреплению их вербальных и невербальных навыков, содействует развитию умений сотрудничать. В ходе игры воспитываются гуманные чувства (помогите Маше, проявления человеческого поведения в доступных для их понимания ситуациях.
В полной мере реализуются возможности их подражательной деятельности («У медведя дом большой…», «Ладушки», активнее развивается воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи. Занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, его потребность в эмоциональном общении со взрослым.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, если учесть, что большинство современных детей часто обладают нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Таким образом, использование сказок в работе с детьми раннего возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.
Логинова Екатерина Ивановна, воспитатель