Ольга Михайлова Татьяна Гребенюк
Использование символики в отработке навыка согласования и словоизменения у детей с ОНР II-III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 367г. Челябинска»
«Использование символики
в отработке навыка
согласования и словоизменения
у детей с ОНР II-III уровня»
учитель-логопед
I квалификационной категории
Михайлова О. М.
Одной из задач коррекционно-развивающего обучения является формирование и развитие лексико-грамматических средств языка.
Публикация «Использование символики в отработке навыка согласования и словоизменения у детей с ОНР II-III уровня» размещена в разделах
Лексико-грамматическая сторона речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется, помимо прочих нарушений, наличием ошибок в согласовании и в словоизменении.
Изменение значения слов зависит от изменения суффиксов и окончаний. Это имеет большое значение для расширения объема понимания речи, а также для улучшения качественных показателей лексики.
Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь уровня сформированности лексико-грамматических категорий и степени развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Для детей, у которых в логопедическом заключении уровень недоразвития речи определен как II-III, характерны большая выраженность и нестабильность этих нарушений. Поэтому коррекция этих недостатков требует больших усилий и времени, а также использования разнообразных педагогических приемов.
Все вышесказанное послужило основой для создания педагогического приема, цель которого - корригировать у детей ошибки в словоизменении и в согласовании слов.
Чтобы достичь цели выбранного приема, необходимо:
- дать понятие об окончаниях слов;
- учить слышать их на фоне слова;
- учить согласовывать и изменять окончания слов.
В основе этого приема лежит принцип опоры на слуховой и зрительный анализаторы.
Для формирования навыка выделения на слух окончаний слов, дети приучаются слушать, пропевать и протягивать их. (Слово «окончание» заменяется на слово «хвостик»).
Для создания в представлении детей наиболее точного звукового образа окончания слова используется опора на зрительные символы :
- профили гласных звуков;
- символы окончаний слов.
Предварительно появление этих символов отрабатывается логопедом и обыгрывается воспитателями группы.
Данный педагогический прием используется как фронтально, так и индивидуально и помогает в формировании навыков :
- согласования притяжательных местоимений с существительными;
- согласования количественных числительных с существительными;
- согласования существительных и прилагательных;
- согласования глаголов прошедшего времени с существительными;
- употребления предложно-падежных конструкций.
Например, при формировании навыка согласования притяжательных местоимений с существительными в игре «Жадина» :
1). Логопед выставляет предметную картинку и задает вопрос, протягивая окончания слов : «Кукла-а чья-а?».
2).Логопед просит детей выделить звук, который он протягивает:
«Слушай хвостик вопроса. Что я пою? Найди такой «хвостик».
Ребенок подбирает символ и помещает рядом с картинкой.
3).Затем ребенок возвращается к предметной картинке, повторяет вопрос и подбирает нужную форму притяжательного местоимения: «Кукла-а чья-а? Моя-а».
На первых порах ребенок подбирает нужную форму слова с помощью вопроса и с подсказками логопеда, а в дальнейшем – самостоятельно и не опираясь на вопрос.
Данный педагогический прием также можно использовать при формировании навыка употребления предложно-падежных конструкций. Например, в речевой игре «Подбери хвостик». Для нее используются картинки, которые группируются в ряды:
- названия одушевленных и неодушевленных предметов женского рода;
- названия одушевленных предметов мужского рода;
- неодушевленных предметов мужского рода.
Эту игру можно проводить в двух вариантах: отрабатывать употребление падежных окончаний без предлога и с предлогом.
В 1-м варианте перед детьми ставится задача - ответить на вопрос по каждой картинке, выделяя голосом «хвостик» (окончание) слова.
Приведу пример отработки окончаний Винительного падежа.
1). Логопед, не акцентируя внимание на окончании вопроса, просит детей выделить звук, который он протягивает, называя первую картинку каждого ряда.
«ВИДИМ КОГО?КОРОВУ-У…Слушай хвостик слова. Что я пою? Найди такой «хвостик».
Ребенок подбирает символ и помещает его рядом с картинкой.
2). Затем логопед задает вопрос к следующей картинке: «Видим что?».
Ребенок подставляет под нее символ - «хвостик» и произносит ее название в нужном падеже, протягивая окончание:«КуклУ-У».
Подобным образом проводится работа с каждым рядом картинок.
На первых порах ребенок подбирает нужную форму слова с помощью вопроса и с подсказками логопеда, а в дальнейшем – логопед один раз задает вопрос «Видим кого или что?», и ребенок самостоятельно перечисляет картинки в ряду: «ГрушУ-У, ракетУ-У, мышкУ-У» и т. д.
Во 2-м варианте игра проводится так же, как в 1-м. Но перед детьми ставится более сложная задача - ответить на вопрос по каждой картинке, выделяя голосом «короткое слово» (предлог) и «хвостик» слова. СМОТРИМ НА КОГО? (НА ЧТО) – НА КОРОВУ-У, НА куклУ-У, НА слонА-А…
Таким способом отрабатываются все падежи, кроме Творительного – для его отработки используются другие символы.
Русский язык очень сложен. В нем часто встречаются исключения, которые не подчиняются основным грамматическим законам. Поэтому представленный прием не является универсальным.
Эффективность его использования проявляется в том, что у детей :
o уточняется, расширяется и активизируется словарь;
o развивается слуховое внимание и речеслуховая память;
o формируется фонематическое восприятие;
o формируется и закрепляется навык словоизменения и согласования;
o формируется и развивается связная речь.