Юлия Козловская
Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в период адаптации воспитанников к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможности использования развивающей среды
«Фиолетовый лес», игры «Фонарики» В. В. Воскобовича в период адаптации воспитанников к детскому саду и в групповой диагностике детей».
Публикация «Использование развивающей среды „Фиолетовый лес“ В, В, Воскобовича в период адаптации воспитанников к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, дети чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое может стать причиной невроза. В то же время детям свойственно быстро заражаться эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Следует подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в группе принадлежит педагогу. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребёнка – выражение радости (улыбка, смех). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Радость не может быть вызвана намеренно, запланирована, радости невозможно обучить ребёнка. Она возникает спонтанно при достижении человеком какого-либо важного для себя результата. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний. Чувствуя себя принятым, ребёнок активно исследует мир, осваивает новые навыки, испытывая при этом радость от достижения.
Немаловажную роль в такой работе играет использование педагогами развивающей среды «Фиолетовый лес». Педагогами нашего детского сада было замечено, что использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей 2-ой младшей группы к детскому саду, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.
При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
Ежедневные игры с использованием предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.
Кроме того, данные игры безусловно способствуют развитию детей.
Педагогами были разработаны следующие развивающие игры с использованием материалов развивающей среды «Фиолетовый лес» :
1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.
Нёс пушистый зайчик
Белый одуванчик,
Одуванчик так хорош,
И на зайчика похож.
Только дунул ветерок
и рассыпался цвет.
Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?
Был такой большой цветок,
А остался стебелек!»
Говорит зайчонку ежик:
«Одуванчик не надёжен,
чтобы донести домой -
нужен нам цветок другой»
Мы возьмем в букет ромашку,
клевер, лютики и кашку,
к ним добавим василёк -
им не страшен ветерок!»
2. «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!
Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей 2-ой младшей группы к детскому саду.
Диагностическое обследование проводится во время группового занятия вначале учебного года, направленного на выявление уровня знаний и умений детей в аспекте формирования элементарных математических представлений и сенсорного развития.
В ходе обследования детей с использованием технологии
В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» и игры «Фонарики» выявляются:
- уровень развития наглядно-действенного мышления;
- степень сформированности восприятия формы и пространственных отношений;
- умение различать цвета, величину (сенсорное развитие).
Нами было проведено примерное соотнесение экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста (по Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко) и диагностики с использованием технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» и игры «Фонарики».
1. Субтест «Коробка форм» (восприятие) - задание «Собери Фонарики».
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
2. Субтест «Разрезные картинки 2-3-составные» (мышление, восприятие) - задание «Построй домик».
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
3. Субтест «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность) - задание «Построй домики для матрёшек»
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Средняя группа.
1. Субтест «Коробка форм» (восприятие) – задание «Строим поезд»
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.
2. Субтест «8 предметов» (память) – задание «Рассади по вагонам»
Цель: исследование объема образной памяти
3. Субтест «Лабиринты» (внимание) – задание «Лабиринт»
Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания, целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.
4. Субтест «Найди такую же картинку» (внимание) - задание «Конструирование человека».
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.