Ольга Журавлева
Самообразование «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование на тему :
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования».
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ Аладьинского детского сада Журавлева Ольга Витальевна.
Работа над темой начата- сентябрь 2015год.
Предполагаемый срок завершения работы- май 2017год.
Содержание:
1. Творческая визитка.
Публикация «Самообразование „Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
3. Научно- методическая деятельность.
4. Перспективный план самообразовательной деятельности на 2 года.
5. Введение
6. Виды и техники нетрадиционного рисования
7. План работы
Творческая визитка
Воспитатель: Журавлёва Ольга Витальевна 1980 года рождения.
Окончила: кыргызский Государственный Педагогический Университет
имени И. Арабаева.
Образование: высшее.
По специальности: Педагогика и методика начального и дошкольного образования
Педагогический стаж:10 лет
В данной профессии: 6 лет.
Педагогическое кредо:
Пришла в детский сад,
Улыбнись на пороге.
Все то, что ты детям отдаешь,
К тебе возвратится в итоге!
С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь – не навреди!
Профессиональные и личностные ценности:
Доброжелательность, открытость, ответственность.
Я верю, что лучший способ развивать творческие способности детей- это самому быть творческой личностью.
Стараюсь раскрыть свои лучшие стороны в столь интересной и нужной обществу профессии и шагать в ногу со временем, быть современным воспитателем!
Научно- методическая деятельность.
1. Единая методическая тема:
ДОУ- «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Организация и создания в ДОУ полноценной развивающей среды, способствующей
воспитательной- образовательной работе.
Организация работы по преемственности со школой.
2. Тема методического объединения:
«Речевое развитие в рамках дошкольного образования».
3. Индивидуальная тема самообразования :
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования».
4. Предполагаемый результат:
-Повышение качества воспитательного- образовательного процесса;
-Разработка дидактического материала;
-разработка методических рекомендаций по применению новых технологий и проведение открытых занятий, мастер классов.
5. Работа над темой начата- сентябрь 2015 год.
6. Предполагаемый срок завершения работы- май 2017 год.
7. Этапы работы:
Этапы работы Цели и задачи самообразования по теме. Срок выполнения
1. Установочный Создания настроя на самостоятельную работу, выбор цели работы; формирование личной индивидуальной темы; осмысление последовательности своих действий. Сентябрь
2015год
2. Обучающий Ознакомление с психолога- педагогической и методической литературой. Январь
2016год.
3. Практический Проведение занятий по теме самообразования
Проведение открытых занятий Сентябрь
2016 –май 2017 год.
Май 2017год
4. Теоритическое осмысление и обобщение накопленных педагогических фактов Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы;
посещение с обсуждением открытых занятий. Май 2016год
Май 2017год
5. Итогово контрольный Подведение итогов самообразовательной деятельности Май 2017 год
Перспективный план самообразовательной деятельности на 2 года.
Этап Основные работы Предполагаемая дата исследования
1. Установочный 1. Настрой на самостоятельную работу.
2. Выбор индивидуальной темы и постановка целей.
3. Осмысление последовательности выполнения работы. Сентябрь 2015
2. Обучающий 1. Приобщение и изучение психолого- педагогической методической литературы по исследуемой теме;
Январь 2016 год
3. Практический 1. Отбор и анализ накопленных педагогических фактов.
2. Проведение открытых занятий. Сентябрь 2016-2017год.
Май 2017 год.
4. Теоритическое осмысление и обобщение накопленных педагогических фактов. 1. Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.
2. Отчеты о ходе самостоятельной деятельности; посещение открытых занятий с последующим анализом и обсуждением. Май 2016 год
Апрель-Май 2017 год.
5. Итогово- контрольный 1. Оформление результатов.
2. Определение перспектив в работе. Май 2017 год.
Введение
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
1. Виды и техники нетрадиционного рисования.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь., также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать. Здесь же развитию творчества нет границ:
кляксография,
рисование пальчиками и ладошками,
тычёк,
жесткой полусухой кистью,
скатывание бумаги,
оттиск смятой бумагой,
восковые мелки+акварель,
свеча+акварель,
точечный рисунок,
на брызг,
отпечатки листьев,
штампами из поролона и овощей,
ниткография,
монотипия,
рисование на мокрой бумаге,
коллаж,
печать пробками,
рисование ватными палочками,
рисование песком,
мыльными пузырями,
печать по трафарету,
пластилинография,
раздувание красками.
Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей.
Моя работа по использованию нетрадиционных техник рисования ведётся в средней группе. Использую я такие техники :
Рисование методом тычка
Достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.
Фотокопия-рисование свечой
Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Невидимый контур, нанесённый этими материалами, не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будут проявляться. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.
Шаблон графия
Каждый сложный предмет можно изобразить в этой технике при помощи составляющих кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Данная техника предполагает абрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Рисование штампами из овощей
Изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.
Оттиск поролоном-томпонирование
Ребёнок обмакивает тампон в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в несколько красок, получится более сложное сочетание. Можно изобразить осенние деревья, ягоды, цветы.
Оттиск смятой бумагой
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.
Рисование ладошкой, пальчиками.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку краской, отпечатываем ладошку на альбомном листе, дорисовываем недостающие детали. Можно изобразить бабочку, деревья.
Рисование с помощью пипетки
Разводим в баночке краску с водой нужного цвета, набираем её в пипетку, капаем на альбомный лист осторожно надавливая на резиновый кончик пипетки. Эти методом можно изобразить дождь, точки у мухомора или божьей коровки.
Рисование крупами
На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, ребёнок пальчиками посыпает крупу, которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребёнком в парке, можно собрать листья с различных деревьев, их покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается отпечаток растения.
Достаточно сложной техникой является на брызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных : Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т. д.
Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.
Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо, а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую до сточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.
Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков, морских животных (медузы, осьминоги).
Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.
Еще одной достаточно интересной техникой для рисования является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.
Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм, бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования : на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава, а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д.
Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.
Перспективный план.
Месяц Техника нетрадиционного
развития Тема занятия.
Сентябрь Рисование пальчиками Цветные пальчики.
Ягодки на тарелке.
Сшили Тане сарафан.
Разноцветные мячики.
Октябрь Рисование пальчиками Дождик, дождик пуще.
Листья желтые летят.
Подводное царство.
Петушок, петушок…
Ноябрь Рисование ладошками. Цветные ладошки.
Цветик- семицветик.
Ежик.
Мишка косолапый.
Декабрь Рисование ватными
палочками. Горошины для петушка.
Идет снег.
Узор на платочке.
В лесу родилась елочка.
Январь. Тычок. Вот зима кругом
Снег идет.
Цыплятки.
Бусы для Кати.
Февраль.
Оттиск (штамп) пенопластом
Кубики для Вани.
Мячики.
Башни.
Гусеница.
Март. Оттиск (штамп) пенопластом.
Рисование губкой.
Рисование трафаретом.
Рисование по – мокрому. Платье для Кати.
Спрячь зайку.
Веселые животные
Солнышко.
Апрель. Рисование смятой бумаги.
Монотипия. Березки.
Одуванчики.
Ёжик.
Воздушные шарики.
Май. На брызг.
Рисование пипеткой. Салют.
Звездочки на небе.
Дождь идет.
Мухомор.