Евгения Зарубина
Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей. Важная школа воспитания – это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально – нравственный опыт, определяется уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Доказано, что состояние здоровья родителей - один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребенка основу к постоянному стремлению к здоровью. Семья для ребёнка - источник приобретения жизненного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его зарождение как личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И если мы, педагоги, хотим вырастить здорового, активного, жизнерадостного ребенка, то должны решать эту проблему в близком сотрудничестве с семьями воспитанников. На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей – одна из самых актуальных. Семье нужна поддержка и сопровождение.
Темочки:
Дошкольное учреждение и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Детский сад становится открытым пространством, где родители и члены их семей становятся полноправными участниками образовательного процесса. От участия родителей, в сотрудничестве с дошкольным учреждением выигрывают все и прежде всего – дети. Понимая важность этой задачи, педагоги нашего дошкольного учреждения делают все возможное для этого. Однако без активного, осознанного участия в этом процессе родителей, сложно ожидать положительных результатов.
Целью моей педагогической деятельности стал поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества с семьей, как фактора позитивного физического развития ребенка, формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта.
В нашем ДОУ, на ряду с традиционными формами работы с родителями, основанными на запросах самих семей воспитанников таких как:
- коллективные : родительские собрания, групповые консультации, конференции, совместные праздники, посиделки и. т. д;
- индивидуальные: индивидуальные консультации, беседы, устные журналы, на которых даются практические советы, рекомендуется специальная литература ;
- наглядно-информационные : папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, уголки здоровья, копилки здоровья, в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления. Материал для копилки помогают собирать сами родители. Также организуются фото выставки, дни открытых дверей.
В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения.
Наглядно-информационные : выпуск газет к различным праздникам и по темам недели, как итоговый продукт, например: «Я здоровье берегу!», к всемирному дню здоровья, информационные проспекты для родителей «Мяч – речь - движение», «Польза утренней гимнастики», «Подвижные игры в домашних условиях» и. т. д. Помимо дней открытых дверей в саду проводится «День самоуправления», в котором родители выступают в роли педагогов – заместителей в своих группах. Родители в роли «инструктора по физкультуре» проводят утренние гимнастики, физкультурные занятия, различные элементы здоровье сберегающих технологий. Такая форма работы дает родителям понять, насколько непростая работа педагога дошкольного учреждения, и как важна его роль в воспитании детей. В своем взаимодействии с родителями мы используем и просветительские методы, такие как родительские клубы. У нас есть несколько клубов, проводимых специалистами, в работу которых активно включаются и родители. Клуб раннего развития «Кроха вместе с мамой» проводится для родителей детей группы кратковременного пребывания. Там, вместе с мамами дети постепенно с помощью специалистов дошкольного учреждения привыкают к детскому саду. С ними проводятся обучающие занятия, занятия по рисованию, по физкультуре, сними работает психолог и логопеды и. т. д. Такая работа проводимая в ДОУ необходима, чтобы помочь ребенку и родителям быстрее и как можно безболезненнее пройти адаптацию к детскому саду. Так же проводится клуб для родителей ясельных и младших групп «Малышок». Темы заседаний выбираются совместно с родителями и проводятся 4 раза в год. Формы проведения заседаний клубов тоже разнообразны: мастер классы, игровые тренинги, консультативные пункты, и много полезной информации по оздоровлению детей их адаптации в детском саду физическому развитию, и как правильно осуществлять эту работу в домашних условиях. Также в работе с детьми мы используем такую форму работы как КОП - краткосрочные образовательные практики. На таких практиках, как «Топтышка», «Веселый парашют», «Игралочка», дети за 1-2 занятия могут научиться, выполнять массаж и самомассаж стоп, играть в интересные игры и упражнения с парашютом, выполнять упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием. А родители могут предложить свой опыт и научить детей играм в «Резиночки» и «играм своего детства», через интерактивные мастер классы в режиме «онлайн». И такая работа с родителями стала доброй традицией в нашем дошкольном учреждении.
В связи с неблагоприятными эпидемиологическими условиями из-за угрозы распространения «КОВИД-19» большинство спортивно-массовых мероприятий таких, как развлечения и спортивные праздники «23 февраля» «Папа мама- я спортивная семья», «Дни здоровья» с активным участием наших родителей мы проводим на улице.
Таким образом, применяя в своей работе различные формы взаимодействия с родителями, мы помогаем повысить эффективность работы по оздоровлению детей; сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в семьях воспитанников. А родители становятся полноправными участникам воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Список используемой литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. : Опыт создания авт. прогр. на базе дошк. учреждения N 199 г. Нижний Новгород / Алямовская В. Г. - М. : Linka-press, 1993. – 109с.
2. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста : Пособие для родителей и воспитателей / Н. И. Бочарова. - [2. изд., испр. и доп. ]. - М. : АРКТИ, 2003. – 94с
3. Верховкина М. Е. Коваленко В. С. К здоровой семье через детский сад:Метод. Рекомендации программе/под науч. Ред. М. Е. Верховкиной,В. С. Коваленко идр. -М, :ТЦ Сфера. -2018.- 128с.
4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2002. – 120с.
6. Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74 – 83.
7. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка : Пособие для практ. работников дет. дошк. учреждений / М. Д. Маханева; М-во общ. и проф. образования РФ. - М. : АРКТИ, 1997. - 88 с.