Ирина Никитушкина
Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся»
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии являются :
• Гарантированность достижения результатов обучения.
• Паритетные отношения учителя и ученика.
• Возможность работы ученика в парах.
• Возможность работать в индивидуальном темпе.
• «Мягкий контроль» в процессе освоения материала.
Проблема:
Публикация «Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
• использование традиционной технологии обучения не учитывает разницу в уровне развития детей и их образовательные потребности, и соответственно, от этого страдает процент качества и обученности учащихся, а потенциал модульной технологии даёт возможность учитывать индивидуальные особенности и успешно пройти (завершить) индивидуальные образовательные маршруты.
Модульная технология создаёт условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. Здесь налицо и здоровьесберегающий эффект, так как ученик, осознавая свои возможности, способен самостоятельно выбрать для себя вариант обучения, рассчитывая на высокий результат. Это повышает его самооценку, уверенность в свои силы, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Он не будет испытывать страх перед тем, спросят ли его на уроке или нет, так он сам определит время сдачи зачёта или другой формы контроля.
2. Методические рекомендации по применению приёмов модульной технологии на уроках предметов обществоведческого цикла.
Теория модульного обучения подробно изложена в работах И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, П. А. Юцявичене и других. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
Ученик имеет у себя инструкции, в которых определены:
• Цель усвоения модуля
• Где найти учебный материал
• Как овладеть им
• Как проверить правильность выполнения задания. Контроль определяет степень усвоения учебного материала.
Роль учителя заключается в следующем:
• Составление модулей, инструкций
• Уточнение способов работы с ними
• Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
• Законченный блок информации
• Целевую программу действий ученика
• Рекомендации (советы) учителя по её успешной реализации – методическое руководство по достижению дидактических целей.
Каждый элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много – максимальное количество – семь, но обязательны следующие УЭ:
• УЭ – 0 – комплексная дидактическая цель изучаемой темы, введение в тему
• УЭ – 1 – входной контроль знаний, умений, навыков (проводить перед каждым модулем, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе, при необходимости проводить коррекцию)
• УЭ – 2 – работа с новым материалом (в паре, в группе, отработка нового материала)
• УЭ – 3 – текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (выявление пробелов, их устранение сразу, самоконтроль, взаимоконтроль)
• УЭ – 4 – выходной контроль, который показывает уровень усвоения модуля
• УЭ – 5 – выбор домашнего задания
• УЭ – 6 – рефлексия (обратная связь, самооценка работы с учётом оценки окружающих).
Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний обучающихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В данной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Для составления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом:
• Определяю место модульного урока в теме
• Формулирую тему
• Определяю и формулирую интегрирующую цель урока и конечных результатов
• Подбираю необходимый фактический материал
• Отбираю методы обучения – проблемные, практические, исследовательские, самостоятельная работа
• Планирую формы организации проверки – индивидуальные и групповые
• Делаю разбивку темы на отдельные логически завершённые УЭ (учебные элементы)
Каждый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемая последовательность занятий по блок-модулю
1. Обзорная лекция, в том числе видео лекция.
2. Работа с основными понятиями.
3. Обзорное обучение : работа с учебником, опорным конспектом.
4. Выполнение упражнений для алгоритмического освоения умений
(таблицы, логические схемы, опорные конспекты).
5. Развивающий тренинг в форме активного семинара
6. Повторение темы, консультации.
7. Тестирование.
Сводная ведомость заданий и контроля по блок-модулю № 1
№ п/п, фамилия, имя Практическое занятие № 1 Практическое занятие № 2 Активный семинар Реферат
По теме
Тест Зачёт
Общая оценка
Карта самоконтроля учащегося
Тема урока Момент урока, вызвавший интерес Что не понравилось на уроке
Моя активность
Самооценка
Предложения