Марина Додонова
Использование педагогических технологий развития детской одаренности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование педагогических технологий развития детской одаренности в ДОУ»
г. Ярославль, МДОУ «Детский сад №155», Чистикова А. И. старший воспитатель, Додонова М. В. воспитатель, ОрловаЮ. С. учитель-логопед.
(Текстовой материал к презентации по слайдам)
Публикация «Использование педагогических технологий развития детской одаренности в ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных, неповторимых личностей, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука.
В подтверждении этому - в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г., разработана и действует Федеральная целевая программа «Одаренные дети».
3. Давайте вспомним, что же такое одаренность, одаренный ребенок.
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
4. Наверное, в каждой группе детского сада есть одаренные дети. Какие же черты одаренности присуще этим детям.
Типичные черты одаренных детей :
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
5. Одарённый ребё нок заметно отличается от большинства своих сверстников особой любознательностью: проявляет повышенное внимание к окружающему миру, быстро отвечает на вопросы воспитателя, экспериментирует с предметами, сочиняет и рассказывает сказки и необычные истории, увлекается игрой с конструктором, задаёт множество вопросов и обладает большим словарным запасом.
Способности ребёнка всегда проявляются в деятельности, и могут обнаружиться только в конкретной деятельности, процесс которой доставляет ребёнку удовольствие – музыка, рисование, математика и другие отрасли.
Наша цель по работе с одаренными детьми : создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а так же создание условий для оптимального развития детей.
Какие есть категории одаренных детей
1. Дети с ускоренным умственным развитием. Резко выделяются высоким уровнем интеллекта. Такие дети будут особенно заметны в младшей школе. У них ярко выражена познавательная активность.
2. Дети, у которых интеллект в целом обычный, но есть особая расположенность к какой-то отдельной области науки или техники.
3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта и не проявляют ярких успехов, но у них может быть необычайная память, богатое воображение или особая наблюдательность, которая пока не нашла применения.
Педагогам ДОУ следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка. Важна и стимуляция дошкольника: доска почёта, интеллектуальные игры и конкурсы, награды. При малейшей неудаче самооценка резко падает, так как у одарённого ребёнка повышенные требования к себе. Но при достижении определённого успеха, самооценка одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство над окружающими. Педагогам ДОУ следует обращать внимание на особенности психологии одарённого ребёнка и помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками, а также взрослыми людьми.
6. Различаются виды одаренности детей в деятельностях:
- В познавательной – интеллектуальная одаренность различных видов.
- В художественно-эстетической – литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная.
- В практической – одаренность спортивная.
- В коммуникативной – лидерская.
7. Как строится работа с одаренными и талантливыми детьми
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса: Это-
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
Конспект каждого занятия – это исключительно сфера творческой деятельности педагога. При составлении конспекта занятий педагог выбирает игровую форму, так как это наиболее эффективный способ работы с детьми в этом возрасте. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в совместной деятельности. Это:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности, экспериментирования;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
8. Как же сделать так, чтобы высокая восприимчивость и искры интереса не гасли, а разгорались всё сильнее и сильнее?
Всё, что нужно для того, чтобы дети могли проявлять свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых. И просто не нужно пугаться изменений в привычных образовательных подходах, ведь их подсказывает сама жизнь и здравый смысл. Поэтому инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возможные условия для развития и реализации их способностей.
-Во-первых, важна сама личность педагога. Какими качествами он должен обладать:
- Нравственность
- Мотивационная готовность к работе с одаренными детьми
- Эрудированность
- Любознательность
- Увлеченность своим делом
- Желание работать нестандартно
Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность, не пытаться сделать его «удобным», похожим на других. Поощрять проявления познавательной активности, одобрять нестандартные способы решения задач, избегать категорических запретов, использовать «мягкое» руководство.
Конечно, молодым педагогам, которые еще только начинают набираться опыта в работе очень трудно. Им в помощь в нашем детском саду существует «Школа молодого педагога», и наставничество. Наставник – это человек, умеющий легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам в профессии.
9. -При организации работы с одаренными детьми речь идет о создании такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности, как одарённых детей, так и детей со скрытыми формами одарённости. В окружающей среде должны быть выделены и представлены в выгодном свете каждый результат деятельности (исследовательской, экспериментальной, игровой).
Среда, в которой одаренность могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
- Богатством возможностей для поиска собственных ориентиров, нахождения путей решений, содержать образцы креативного поведения и его результаты.
-Предметно-информационное обогащение среды, т. е. наличие необходимого материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов, возможность любого их использования.
- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды, которая должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
- Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
- Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой.
10.- Какие же мы используем принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:
1. Принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
2. Принцип развивающего обучения;
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
4. Принцип возрастания роли дополнительного образования.
Методы диагностики нам все известны. Это:
1. Наблюдения;
2. Беседы;
3. Педагогическая диагностика
4. Изучение продуктов детского творчества;
5. Ведение индивидуальных карт развития.
11. - Используя методы диагностики в нашем ДОУ мы выявили типы одаренности детей по следующим направлениям:
1. Интеллектуальная одаренность. С целью интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет педагогами используются такие современные педагогические технологии, как :
- Игры Вячеслава Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. Основной принцип которых - развитие детей в игре. Технология разработана на трех важнейших принципах: интерес – познание – творчество. Игры Воскобовича делают процесс обучения веселым и непринужденным. Развиваются такие познавательные качества как память, мышление, логика. Игры помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей. («Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Математические корзинки», «Фонарики», «Черепашки», «Теремки», «Чудо-крестики», «Чудо-цветик», «Кораблик «Плюх-Плюх», Коврограф «Ларчик», «Складушки» и др.).
12. - Логические блоки Дьенеша, которые помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
- Игры с Палочками Кюизенера. это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Цвет и величина, моделирование чисел, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка, как результат его самостоятельной практической деятельности в исследовании.
13.- Игры Виктора Кайе формируют творческое, пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Они помогают развивать фантазию, воображение, глазомер, пространственные представления, архитектурно-художественный вкус. Способствуют формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение. Их можно использовать, как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, для игры в детское домино.
(«Соты Кайе», «Лабиринты» (солнечный, речной, лесной, радужный)
14. - Технология «ТИКО – моделирование». Этот Трансформируемый Игровой Конструктор является отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, который в режиме игры позволяет сочетать образование, воспитание и развитие. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества, а так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
15. - Игры с использованием ТРИЗ-технологии позволяют развивать творческую личность, нестандартное мышление, фантазию. (Кольца Луллия, «Круги Эйлера» (метод моделирования по Л. А. Венгеру)
- Игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пифагор». Эти игры помогают в развитии у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления, способствуют совершенствованию практической ориентировке детей в геометрических фигурах.
16.- Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации, так называемые «Лэпбуки» («Умные книжки – самоделки»). При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно – исследовательской деятельности. Использование лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал.
17.- Кейс-технология. Это интерактивная технология развивает у детей способность анализировать, работать с информацией, где им предоставляется возможность попробовать самостоятельно увидеть и решить проблему или найти выход из проблемной ситуации. Эта технология помогает детям приблизиться к реальной жизненной практике, становлению самостоятельности детей.
18.- Проектная деятельность. Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения в определенных ситуациях. Дети получают опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникших перед ними.
Так же мы используем ИКТ технологии, технологию экспериментирования и исследовательской деятельности.
Художественно-творческая одаренность :
19. -Изобразительная деятельность.
Методы стимулирования творческого таланта в изобразительной деятельности:
- метод «Стимулирования творческой активности», когда инсценируются ситуации, требующие решения нестандартной проблемы. Стимулом творческой активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь.
- Метод «Каракули». Эта техника развивает воображение, фантазию, образное мышление, образное восприятие и кроме этого способствует совершенствованию коммуникативных навыков,.
- Метод «Моделирования вероятностей» позволяет стимулировать мыслительную деятельность и творческую активность с помощью моделирования нестандартной ситуации на занятии. Например: изобрази Бабу-Ягу доброй, молодой, красивой (Противоположные характеристики). Измени части объекта, качество объекта и т. д.
20.- Кинезиологические упражнения используются для развития межполушарного взаимодействия, развития мелкой и крупной моторики, интеллектуальных и творческих способностей, улучшения работы памяти, восстановления работоспособности и продуктивности.
- Пальчиковые тренажеры «Игровой театр» - это прекрасный материал для развития у детей воображения, фантазии, мышления и речи. Он способствует развитию мелкой моторики.
21. - Графомоторные тренажеры, межполушарные доски, рисование двумя руками одновременно способствуют формированию графомоторных навыков, развитию межполушарного взаимодействия. Это является важным аспектом к подготовке ребенка к школе и его дальнейшему успешному обучению.
22. –Музыкальная деятельность.
Методы стимулирования творческого таланта в музыкальной деятельности:
-Развитие музыкально-ритмического и танцевального творчества у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами игровой хореографии.
24. Одним из важных условий развития одаренности ребенка является дополнительное образование. Это образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.
В детском саду работают кружки по художественно-эстетическому направлению:
- Кружок рисования «Каляка-маляка» Педагог использует технологию «Нетрадиционные техники рисования». Задача кружка не научить академическому рисованию, а дать ребенку экспериментировать с различными материалами почувствовать себя творцами.
25.- Кружок рисования «Правополушарики» помогает раскрыть творческую индивидуальность, помочь ребенку оценить свой потенциал, раскрыть и развить свой талант, данный природой.
26.- Кружок для малышей «Тили-тили тесто»,
- Кружок ручного труда «Очумелые ручки»,
-Кружок «Песочная фея, развивается творческий потенциал индивидуальных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник.
27. -Кружок хореографический «Серпантин». Педагог применяет технологию «игровая хореография». Её цель: - ввести ребёнка в мир музыкального действия, развитие воображения, пробудить творческую фантазию через движение и танец. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры.
- Кружок «Степ-аэробика». Главная цель – оздоровительный эффект.
28. Кружки на развитие интеллектуальных способностей:
- Кружок «Развивающие игры», «Развивай-ка», «Ментальная арифметика», «Шахматы»
- Кружок «Почитаем-поиграем» (обучение детей слоговому чтению)
Педагоги применяют разнообразные технологии развивающих игр, перечисленных выше.
29. Сотрудничество с родителями
Работа педагога ДОУ с одарёнными детьми – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей.
Единство требований к малышу, как работников ДОУ, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем.
Задача педагога убедить родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности :
- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)
- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения, продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
В помощь родителям мы проводим :
-анкетирование;
-презентации;
-совместные праздники, соревнования, конкурсы.
Для родителей разработаны: памятки, рекомендации, папки-передвижки, консультации. Например: «Что нужно знать родителям о творческих и одаренных детях», «Лучшие развивающие игры для творческих и одаренных детей»
Совместно с родителями
- разработаны детско-родительские проекты :
- привлекаем родителей к совместному созданию предметно-пространственной среды.
30.-31. Мы отслеживаем достижения наших выпускников как в творчестве, так и в спорте. В детском саду есть стенд «Наша гордость», где размещены фотографии выпускников.
32. Вывод:
Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.