Лариса Вершинина
Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым,
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении".
Жан Жак Руссо
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей. Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Публикация «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Этому способствует использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном уголке, если есть желание и немного фантазии. Понятие «нетрадиционный» трактуется как не являющийся традиционным, «новаторский». Следовательно, нетрадиционное физкультурное оборудование это оборудование, сделанное своими руками из различных средств и материалов, в том числе бросовых, которое применяется в работе по физическому развитию дошкольников и решает ряд специфических задач. Среди этих задач можно выделить:
1. обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности;
2. приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
3. создать условия для проявления максимума самостоятельности,
инициативы, волевых усилий;
4. приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного
оборудования в самостоятельной деятельности;
5. пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям физической
культурой;
6. расширять круг представлений о разнообразных видах
физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности. Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, в играх, игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объ м двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
Главным требованием ко всем видам физкультурного оборудования - это
его безопасность. Нетрадиционное физкультурное оборудование
изготавливается из безопасных для дошкольников материалов и соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности его использования.
Кроме того, можно выделить следующие требования к нетрадиционному
физкультурному оборудованию :
- простота в изготовлении;
- соблюдение гигиенических требований;
- эстетическая привлекательность;
- компактность и легкость в транспортировке.
В нашей группе совместными усилиями педагогов и родителей был пополнен физкультурный уголок. В нём появилось нестандартное оборудование, которое используется в разных видах двигательной деятельности. Изготовлено оборудование из подручного материала: спилы деревьев, пробки, крышки от бутылок, использованные фломастеры, перья птиц, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, развлечениях….
Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило интерес у детей к занятиям, улучшило качество их выполнения, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу. Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования в детском саду помогает решать одну из важнейших задач физического воспитания и развития детей — создание оптимальных условий для реализации индивидуальных потребностей в двигательной деятельности, облегчает адаптацию, развивает основные движения, поддерживает положительные эмоции, разнообразит игровую деятельность, развивает каждого реб нка с уч том его интересов и желаний.
Нестандартное физкультурное оборудование способствует осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нестандартного оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной деятельности:
• утренняя гимнастика;
• подвижные игры;
• физические упражнения во время прогулок;
• физкультминутки на занятиях.
В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения входят:
• ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
• гимнастика после дневного сна;
• индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
• корригирующая гимнастика.
Разработанное и изготовленное нами нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.
Нестандартное оборудование я применяю во всех спортивных мероприятиях: физкультурных занятиях, спортивных праздниках и досугах, в подвижных играх, на утренней зарядке.
Благодаря использованию нестандартного физкультурного оборудования : пополнилась развивающая среда повысился интерес к занятиям, улучшилось качество их выполнения присутствует элемент непредсказуемости и радостного открытия обеспечена активная деятельность детей в течении всего дня
Представляю вашему вниманию нетрадиционное оборудование, применяемое в работе с детьми нашей группы
Дорожки здоровья и массажные коврики, дорожки для ладошек - Развивают и укрепляют мышцы стопы, воздействует на биологически активные точки стопы, формируют навыки различных видов ходьбы, прыжков.
«Массажные перчатки, следики»
Помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма. Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
«Солнышко», «Перышко» - пособие используется для дыхательных упражнений. Развивает органы дыхания.
«Гантели» - Развивают мышцы плечевого пояса, рук и спины используются для выполнения общеразвивающих упражнений.
«Моталочки»- учит детей координировать свои движения, развивать мелкую моторику рук, быстроту движений, ловкость, воспитывать выдержку.
Игра- «Попади в цель» - Развивать ловкость, навыки точного попадания в цель.
Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста показал, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии – важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Для успешного решения проблемы физического воспитания детей особое внимание уделяем просвещению родителей по вопросам физического воспитания в семье.
- в родительском уголке регулярно размещаются фотографии из спортивной жизни детей, информация о здоровье, интересные и полезные советы по укреплению и сохранению здоровья.
Таким образом, можно сказать, что только, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация предметно - развивающей среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нестандартным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, занятиях на свежем воздухе мы повысили интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличили объём двигательной активности, подняли эмоциональный настрой. Дети выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования.
Продолжать оснащать спортивный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.