ольга макеева
Использование народного фольклора как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло.
Мы славимся не только русской силой,
Но и традицией народа своего.
Забавы русские, они и нынче в моде -
Фольклор, частушка, и конечно хоровод,
Пока живет традиция в народе,
Тогда и Русь великая живет»
Меня зовут Макеева Ольга Вячеславовна, воспитатель МБДОУ детского сада № 18 «Колобок»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Свое выступление я начала так необычно и красочно, потому что
Тема моей педагогической находки: «Использование народного фольклора в режимных моментах как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Актуальность
В последние годы в российской системе дошкольного образования растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах.
Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей.
Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.
Времена теперь другие, как и игры, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была,
Но преданья старины забывать мы не должны.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками, исследования которых подтверждали, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
А Виссарион Григорьевич Белинский замечал: «Народность обыкновенно выпускают у нас из плана воспитания», «Я рекомендую для чтения детям произведения, в которых выражается народная душа, изображается русский быт, излагаются народные воззрения».
Вся система обучения Василия Александровича Сухомлинского воспитывала в его учащихся уважительное отношение к традициям, обычаям народа.
Он считал, что народное творчество — самое эффективное средство сохранения и распространения педагогической мудрости. Сухомлинский советовал: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели».
Изучение проблемы в наше время
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Поэтому сейчас как никогда важно стремиться к возрождению и приобщению давно забытых народом традиций русской культуры.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям русского народа.
Решением этой проблемы – станет специально организованная свободная деятельность и режимные моменты, которые позволят приобщить дошкольников к истокам народной культуры.
Что же подтолкнуло меня к активному использованию фольклора в работе с детьми?
Исследовав уровень осведомленности родителей и проанализировав знания воспитанников в нашем ДОУ по данной теме, я пришла к выводу, что приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, недостаточно (21% родителей поверхностно, в Программе обучения и воспитания эта тема рассматривается обобщенно). Фольклор почти не используется родителями в общении с детьми.
В связи с этим мной был разработан ряд мероприятий, целью которых являлось приобщение детей к русской народной культуре. Данную задачу я решала посредством использования фольклора не только при знакомстве детей с художественной литературой, декоративно-прикладным искусством в образовательной деятельности, но и в режимных моментах и свободной деятельности детей, в этом новизна моей темы, так как я считаю, что для максимального достижения цели своей педагогической находки и воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представить разнообразие жанров и включить их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Я поставила перед собой цель - создать благоприятные условия для формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств и приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры посредством использования фольклорных форм в режимных моментах образовательно-воспитательной работы.
Определила следующие задачи:
Расширить представление о многообразии использования фольклорных форм при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста.
Ввести в активную речь детей произведения фольклора при проведении режимных моментов, самостоятельно использовать их в своей повседневной жизни в соответствии с ситуацией.
Способствовать развитию у детей речи, памяти, мышления, творческих способностей.
Воспитывать патриотические чувства, устойчивый интерес и любовь к народной культуре детей дошкольного возраста.
Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование различных жанров фольклора в своей работе.
Объединить усилия детского сада и семьи по развитию дошкольника средствами устного народного творчества.
Что мы должны были в итоге получить? Каков ожидаемый результат?
Овладение новизной организации совместной деятельности по
использованию элементов устного народного творчества (фольклора) в развитии и воспитании детей дошкольного возраста может способствовать:
- приобщению к истокам русской народной культуры;
- повышению мотивации дошкольников на режимные моменты, овладение культурно – гигиеническими навыками, двигательную активность;
- развитию любознательности, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
- речевому развитию детей;
- развитию нравственных качеств, патриотизма.
Повышение уровня компетентности педагогов в использовании
элементов устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста.
Повышение активности родителей к использованию народного
фольклора в воспитании собственных детей.
Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Чтобы достичь ожидаемого результата, я определила следующие направления в работе
• Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа. Организация особого рода народной среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
• Использование фольклора в режимных моментах во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.
• Народные праздники и традиции.
• Изготовление изделий из глины, их народная декоративная роспись.
• Изготовление оберегов из ткани.
• Знакомство с народными играми.
• Знакомство с родным краем через русскую природу.
Формы работы с детьми
• Организованная образовательная деятельность
• Чтение познавательной и художественной литературы
• Совместная деятельность
• Беседы
• Свободная деятельность
Создание атмосферы национального быта:
• Экскурсии в музей, русскую избу
• Посещение тематических выставок
• Организация конкурсов рисунков и поделок
• Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки
• Праздники и развлечения
• Наблюдения в быту и природе
Практический анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, недостаточным взаимодействием ДОУ с семьёй
Систематизированную целенаправленную работу я начала с ненавязчивого введения произведений фольклора в режимные моменты и в свободную деятельность
В своей работе с детьми дошкольного возраста я активно использую различные фольклорные формы, так как они отражают деятельность и быт людей многих поколений, а этого, как правило не хватает современным детям; потешки, прибаутки, колыбельные песенки и др. окрашивают речь педагога, делая её красочной, оживляют повседневные дела детей. Фольклор активно используется мною с детьми в течение дня в различных режимных моментах. Ведь в соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах. Активно используя в своей работе фольклор, мною отмечено, что дети с удовольствием участвуют во всех режимных моментах: умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну и поднимаются после сна. Правильный режим (еще когда он сопровождается красочностью фольклора) дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному развитию.
Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям (при адаптации, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду.
Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей. Использование фольклора в режимных моментах в работе с дошкольниками необходимо и целесообразно.