Марина Блинова
Мастер-класс для педагогов «Геометрическая лего-мозаика в интеллектуальном развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы понять, что такое геометрическая лего- мозаика, необходимо её рассмотреть.
Перед вами на столах лежит лего-мозаика. Из чего она состоит? Это карточки с геометрическими фигурами, различными по цвету, по форме. Работая с данным материалом, у детей развивается воображение.
Темочки:
- Геометрические мозаики и головоломки
- Геометрические фигуры и формы
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лего, LEGO. Консультации для педагогов
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Мозаика – это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенных в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной абстрактной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий. Все задания желательно выполнять на плате. Платой может служить плотный картон, ограниченный определённым размером, например 20-29см.
Работая с материалом, дети закрепляют свои знания. Например: работая с «кругом» и с «треугольником» - дети должны знать и различать фигуры.
Во время работы дети могут вести себя шумно, их переполняют эмоции. Все задания ребёнок должен выполнять сам (не трогать ребёнка и его материал). Если он сделал не правильно – не помогаем, не делаем за него, а дать ему время, он справится сам.
Работая, с маленькими детьми раскладываем на тарелочки только тот материал, который будет необходим для выполнения заданий.
Старшим детям интересно работать со всем материалом.
Какие задачи ставятся в работе с данным материалом:
1. Классификация предметов по разным признакам: по цвету, по форме.
2. Закрепляются понятия: «много», «один», «столько», «сколько», «поровну», «одинаково».
3. Закрепляются понятия: «длиннее», «короче», «выше», «ниже»; равные по высоте, по длине.
4. Закрепление и знание детьми геометрических фигур.
5. Упражняются в ориентировке в пространстве: «под», «над», «сзади», «спереди»…
Сегодня, я хочу немного показать вам на примерах каждого возраста, как работать с данным пособием.
Все педагоги, находящиеся на мастер-классе все задания проделывают сами, вместо детей. Перед каждым педагогом стоит тарелочка с лего- мозаикой, необходимой для выполнения заданий, плата (белый картон размером А-4).
Цель: показать на практике и понять работу с геометрической лего-мазаикой.
Например: отрабатываем понятие «много».
На столе перед каждым ребёнком на тарелочке лежит :
5 – синих треугольников и 4 – жёлтых квадратов
Задаё м вопросы:
- Какого цвета фигуры? (синие и жёлтые)
-Сколько всего фигур? (много)
-Положите в ряд все синие фигуры. Сколько синих фигур? (много)
Положите под синими фигурами жёлтые фигуры.
- Сколько жёлтых фигур? (много)
- Много чего? Фигур или квадратов?
Уберите жёлтые фигуры, а из синих сделайте ёлку.
- Сколько фигур использовали для ёлки? (много).
Все мы с вами знаем, что многим детям младшего возраста трудно даются пространственные отношения «слева», «справа», «внизу», «вверху».
Можно предложить детям следующее задание для отработки выше сказанных понятий.
Возьмите 4 зелёных треугольника и постройте ёлку. Покажите пальчиком ёлку снизу – вверх.
Выложите рядом с зелёной ёлкой, синюю ёлку. Покажите пальчиком ёлку
снизу – вверх.
Задаём вопросы. Какие вопросы вы могли бы задать?
- Какого цвета ёлки?
- Какая ёлка выше? (синяя)
- Слева ёлка выше или ниже? (ниже)
Поднимите левую руку и положите её на ёлку.
- Справа ёлка выше или ниже? (выше)
- С какой стороны ёлка выше? (справа)
В самом начале нашей встречи, я уже говорила, что во время работы с геометрической лего-мозаикой, у детей развивается воображение.
Вы можете завтра каждый задать в своих группах детям вопросы и услышать всевозможные ответы, взяв обычный красный круг. Например:
- Что похоже на круг? (яблоко, помидор, мяч, часы)
-Что может быть красное и круглое? (яблоко, тарелка, пуговица, гранат)
- Это круглое и маленькое. (бусинка, красная смородина, пуговка, кнопочка)
Вторая младшая группа (возраст 3-4 года).
«Разноцветные шарфики».
Материал: в тарелочках перед каждым ребёнком лежат : 5 квадратиков жёлтого цвета, 4 квадратика зелёного цвета.
Описание. Педагог предлагает детям разложить по кучкам: в одну положить жёлтые квадраты, в другую – зелёные. Уточняет количество квадратов в каждой группе.
- Когда на улице холодно все утепляют горло, завязывают шарфы. Давайте сделаем шарфики. Положите жёлтые квадратики в ряд. У вас получился шарф, покажите длину шарфа (дети пальчиком проводят по квадратам слева - направо). Под жёлтым выложите зелёный шарф. Покажите его длину. (дети проводят пальчиком слева – направо).
Вопросы.
-Какой шарф длиннее жёлтый или зелёный?
-Какой шарф короче зелёный или жёлтый?
-Кому нужен длинный шарф, взрослому или ребёнку?
-Кому подойдёт короткий шарф?
Какие цели ставит педагог для этого занятия : учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее- короче; разные по длине, раскладывать предметы слева –направо.
Средняя группа (возраст 4-5 лет).
«Гномики».
Материал: плата,5 жёлтых кругов и 5 синих равнобедренных треугольников (на каждого ребёнка).
Вопросы.
-Какой формы фигуры на тарелочке? (Круги и треугольники)
-Сколько кругов? (много)
-Сколько треугольников? (много)
-Положите круги в ряд. Это головы гномиков.
-Какие фигуры ещё остались? (треугольники). А треугольники их колпачки.
-Наденьте на каждую голову колпачок.
-Сколько получилось гномиков? (много)
-Чего больше, голов или колпачков? (поровну, одинаково, столько-сколько)
-Чего меньше?
-Как по-разному об этом можно сказать? (поровну; одинаково; голов столько, сколько и голов)
Какие цели педагог ставил на этом занятии: учить детей устанавливать равенство-неравенство между двумя группами предметов, пользоваться словами: столько-сколько, поровну, одинаковое; классифицировать предметы по форме.
Старшая и подготовительная группы.
«Торт».
Материал: плата, 8 квадратов коричневого цвета, 8 квадратов жёлтого цвета.
Положите в ряд 4 квадрата любого одного цвета. Под ними положите столько же квадратов другого цвета.
3-ий и 4-ый ряды выложите также, как 1-ый и 2-ой ряды.
У вас получился - ТОРТ.
Вопросы.
- Сколько коржей у торта получилось? (4 коржа)
- Какой формы торт? (квадратной)
- Коржи одного цвета? (разного)
- Из чего может быть сделан корж жёлтого цвета? (апельсина, лимона, ванили, персика)
- Из чего может быть сделан корж коричневого цвета? (шоколада, кофе)
- Разделите торт на две равные части.
- Какой формы получились части? (прямоугольной)
Соедините торт.
- Разделите торт на 4 части.
- Какой формы получились части торта? (варианты ответа детей могут быть разные. У одних детей может получится - квадратной формы, у других – прямоугольной. Все варианты верны).
В процессе выполнения данного задания дети закрепляют:
- способность группировать предметы по цвету и форме;
- пространственное отношение;
- деление целого на части;
- умение различать и называть геометрические фигуры.
Задания.
«Дома».
-Из четырёх квадратов построить дом. У этого дома треугольная крыша.
-Рядом, справа сделайте другой дом из четырёх квадратов, с другой крышей, а слева сделайте ещё дом, но чтобы он отличался от тех двух.
- Сколько всего домов?
-Какой дом выше? Ниже?
-Какой формы дом в середине?
--Что у них общего? (треугольные крыши, 4 квадрата в основании дома).
Если дети без особых трудностей справились с заданием, можно задание усложнить.
Постройте дом треугольной формы.
-Сколько этажей в доме?
- Какие цвета использовали? Детям старшего возраста предлагается материал для работы в большем разнообразии. Они сами выбирают высоту дома и цвет.
Поэтому на поставленный вопрос могут быть разные ответы.
На всех занятиях должна присутствовать речь.
Например:
1. Педагог дал задание выложить игрушку. Ребёнок выложил «Конфету». Он должен знать какую конфету он выложил, как она называется. Скорее всего, он назовёт свою любимую конфету.
2. Задание педагога – выложить птицу. Ребёнок должен знать какую птицу он построил, как она называется. Перелётная или нет; направление (сидит; если летит то в какую сторону – направо или налево; направление – вверх - вниз); место их обитания, чем питаются.