Умова Марьяна Руслановна
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Использование мнемотехники в работе
с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель:
старшей группы № 9
Зихова М. Р.
г. п. Нарткала
2019 г.
Доклад для воспитателей на тему:
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
1 этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Например: ёлочка (какая) колючая
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы -схемы можно использовать :
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов :
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.
4 этап : Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
5 этап: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
• Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
• Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
• Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
• Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
• Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.