Снежана Сергеевна Гарбуз
Использование методов арт-терапии в работе с семьями, воспитывающими детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в реабилитационном центре. Целью деятельности Центра является социальная поддержка и социальное обслуживание семей, воспитывающих детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии.
Адаптация семьи к процессу воспитания и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сегодня серьезную социальную и психологическую проблему. Эта проблема побуждает к поиску новых и эффективных техник, форм и методов компенсации и психолого- педагогической коррекции. В связи с этим в этом году веду работу, направленную на применения методов арт-терапии в практике.
Публикация «Использование методов арт-терапии в работе с семьями, воспитывающими детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А. Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т. ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
В своей работе я использую следующие методы и техники :
- вспомогательные, лечебные;
- активные, пассивные;
- групповые, индивидуальные.
Все методы безопасны и доступны. Ими пользуются и родители.
При реализации занятий используются такие техники работы, как: изотерапия или рисуночная терапия; библиотерапия; игровая терапия; фототерапия; танцевальная или данс – терапия.
Изотерапия- распространенный вид арт – терапии. Эффективный и действенный метод, который помогает справиться ребенку с негативными эмоциями, снять нервно – психическое напряжение.
Занятие проводится как индивидуально, так и групповые тренинги.
Вовлечение детей и подростков в художественную деятельность с большой эффективностью позволяют решать проблемы укрепления психического и физического здоровья.
Использую упражнения по изотерапии: монотопия, рисование пластилином, аппликации, рисование пальчиками, раскраски, трафареты.
Применяю элементы стопотерапии- рисование ногами. Это не только отличная профилактика плоскостопия, но и средство развития тактильного восприятия, координации движений, наглядно - образное мышление, воображения. У детей и подростков именно этот способ вызывает особый интерес.
Дети, рисуя ногами, научатся видеть и представлять образы, выражать свои мысли, эмоции, ощущения.
Библиотерапия- использую для улучшения психологического состояния ребенка. Подбираю литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.
Игровая терапия- создаю игровую ситуацию и даю возможность показать ребенку способы решения конфликтных ситуаций, рассеять проявления фобий, изменить неблагоприятные черты характера. Идея заключается в том, чтобы позволить ребенку чувствовать себя более комфортно.
Фототерапия- это относительно новый вид арт- терапии. В работе с детьми и подростками фототерапия помогает установить с ними контакт. Для ребенка это вид терапии способствует повышению его самооценки, и удовлетворить его потребность во внимании и заботе.
Танцевальная или данс – терапия- использование данного метода позволяет не только развивать творческие способности у детей и подростков, но и в определенной мере улучшить психодинамические функции.
Результат моей работы показал, что дети и родители используя различные методы арт- терапии отметили положительное эмоциональное самочувствие детей. Разработаны рекомендации для родителей по дальнейшей коррекционной работе.
Планирую продолжить работу в том же направлении.