Копылова Оксана
«Использование макетов в работе с дошкольниками и формирование у них навыков режиссерской игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование макетов в работе с дошкольниками
и формирование у них навыков режиссерской игры»
Личность ребенка в значительной мере формируется в дошкольные годы. Игра-наиболее эффективный метод всестороннего развития малыша. Занимая значительную часть времени ребенка, игра позволяет лучше узнать мир, получить новые знания, в полной мере проявить свой творческий потенциал. Поэтому все воспитатели, родители, учителя включают в свои занятия элементы различных обучающих игр. Совокупность обучения, трудовой деятельности и игры оказывает максимально положительное влияние на развитие малыша, поэтому особенно важно - какие игрушки он использует. Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки (ребенок придумывает что чем будет). Сам ребенок остается в позиции режиссера (создает сюжет-сценарий, придумывает мизансцены, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов (исполняет все роли, однако не участвует в игре в качестве действующего лица (приложение №1). Такие игры не только развлекают, но и приносят пользу. Они развивают пространственное и творческое мышление: в начале игры, придумывая сюжет, ребенок соотносит собственные желания и имеющиеся материалы, а затем осваивает пространство, придумывая нужные для игры постройки, ландшафты и прочие. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Публикация «„Использование макетов в работе с дошкольниками и формирование у них навыков режиссерской игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Стадии детской игры.
Становление. На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик, начинается становление режиссерской игры.
Образно-ролевая игра. Ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Наступает период образно- ролевой игры.
Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь.
Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.
Наборы для режиссерской игры
Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру "хозяйство".
Малышам около трех лет подойдут небольшие наборы окрашенного или чистого (под роспись) дерева. Персонажи должны быть достаточно обобщенные, без отвлекающих подвижных деталей, устойчивые. Хороши в этом качестве:
- матрешки;
- объемные "сказочные" пазлы ;
- наборы для пальчикового театра;
- шнуровки с персонажами и элементами ландшафта;
Детям 4-х - 5-ти лет и старше можно предложить классические деревянные наборы "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома. Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования. Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т. п.
Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также предметы неопределенного назначения: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т. п.
Игрушка помогает детям расширить горизонты воображения, повысить уровень коммуникативных навыков и просто получить удовольствие от общения с друзьями. Дети из строительного материала могут построить крепость. Игры с крепостью пробудят также любовь к истории-достаточно дать фигуркам, которых ребенок поселит в ней, имена реальных исторических персонажей и проиграть пару сценок по мотивам великих событий прошлого.
Дети очень любят мелкие 2-х, 3-х этажные кукольные домики, с полностью раскрывающимся фасадом и мансардой. Двери, окна и ставни открываются и закрываются. Открытые пространства этажей, предоставляют полный простор для идей маленького дизайнера. Обустроить множество комнат сразу - задача не легкая, но расстановку мебели можно менять сколько угодно.
Ребенок может придумать свою кукольную историю!
Играя в «Кукольный дом», ребенок будет создавать новые образы, фантазировать, общаться, приобретать друзей и получать удовольствие от обучения.
Представления о сюжете игры как некой воображаемой модели делают необходимыми наличие среди игрушек предметов трех типов:
1 Игрушек персонажей (ролевых атрибутов,
2 Предметов оперирования
3 Маркеров игрового пространства, которые обобщенно повторяют типологию предметов реального мира.
Каждый из игровых предметов может быть различной степени условности. Это может быть как условная игрушка, лишь «намекающая» своим внешним видом на целый класс реальных предметов, так и реалистичная. Например, классическая детская игрушка автомобиль может быть представлена как в виде деревянного бруска с нарисованными колесами, так и в виде кареты «скорой помощи».
К старшему дошкольному возрасту среди всех типов игровых материалов (игрушек-персонажей, предметов оперирования и маркеров игрового пространства) оптимальным средством для развития сюжета игры становится именно многотемный маркер игрового пространства.
Маркеры игрового пространства бывают двух типов:
1. Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них (кукольный дом, крепость-замок, дворец);
2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).
Макеты-модели Лего и их аналоги имеют конкретное тематическое содержание, например, «Аэропорт», «Пожарная часть», «Мастерская» и многие другие. Различные кукольные дома также характеризуются естественной бытовой направленностью обстановки.
В нашем детском саду можно встретить плоскостные макеты изготовленные из пенопласта, картона, ДВП, фанеры, ткани, которые используются для игр и на полу и на детских столах. Также можно использовать мозаичные макеты-карты.
Мозаичные макеты-карты - это набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Можно разработать макеты «Город», «Остров», «Река», «Порт». Мозаичные макеты-карты объединяют в общем игровом пространстве игровые предметы различного тематического содержания. Они просты в изготовлении и удобны для использования в условиях группового помещения. Макет «Город» может стать цветочным городом Незнайки и его друзей, или, например, космодромом; макет «Остров» - Островом сокровищ или Островом Буяном; макет «Река» - деревней, страной динозавров. Игровые замыслы воплощаются благодаря наполнению макетов различными строениями (домиками, маяками, фермами, транспортом (автомобилями, кораблями, самолетами, животными. Полифункциональность и трансформируемость позволяет использовать макеты-карты в продуктивной деятельности, когда «игровой мир» создается самими детьми и не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, бумаги, разнообразного бросового и природного материалов.
Используемая литература :
«Обруч» №6-2011 г.
«Обруч» №5-2011 г.
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №11, ноябрь-2011 г.