Антонина Зубова
Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.
Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Публикация «Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Одним из таких средств обучения дошкольников является Лэпбук. Это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Лэпбук — это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Использование таких ярких, красочных пособий позволяет решать сразу несколько коррекционных задач.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, мной изготовлен лэпбук «Звук и буква Р». Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах :
• Как наглядный материал для работы в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности;
• В ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению полученных знаний на логопедическом пункте
• В ходе индивидуальной работы родителями с детьми по закреплению полученных знаний в домашних условиях.
Цель: Развитие речи детей по всем компонентам с использованием дидактического пособия Лэпбук.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя карточки;
Учить определять место (позицию) звука [Р] в словах;
Автоматизировать звук [Р] в словах, предложениях;
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную, мелкую моторику.
Развивать фонематический слух.
Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звука [Р], дифференциации звуков [Р] - [Рь]
Формировать грамматические категории;
Развивать связную речь, расширять активный и пассивный словарь детей;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать усидчивость;
Формировать самоконтроль за речью;
Побуждать к активности в получении новых знаний;
Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке «Звук и буква Р» представлены:
Конверт № 1 «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ УШКИ»
Цель: Развитие фонематического слуха на этапе дифференциации звуков «Р» - «Рь» на уровне слова в разных позициях.
Описание: Ребенку дается карточка и предлагается назвать картинки на ней с дифференцируемыми звуками «Р» - «Рь». Если в названии картинки есть дифференцируемый звук «Р», нужно закрыть ее квадратом с большим тигром, если звук «Рь» - квадратом с маленьким тигренком. Когда все картинки будут закрыты, взрослый кладет перед ребенком карточку с правильным расположением квадратов с символами дифференцируемых звуков. Ребенок сравнивает свою карточку с образцом, если они одинаковы, то задание выполнено правильно, если нет – исправляет допущенные ошибки.
Конверт № 2 «УШКИ НА МАКУШКЕ»
Цель: Развитие фонематического слуха на этапе автоматизации звука «Р» на уровне слова в разных позициях.
Описание: Ребенок получает квадрат с 9 пустыми клетками и картинки - квадраты с тигром (символом звука «Р»).
Логопед поочередно называет слова. Ребенок, услышав в слове звук «Р», закрывает клетку картинкой. Если в слове отсутствует звук «Р», клетка остается пустой. После того,
как все слова прочитаны, ребенку предлагается карточка с правильным расположением тигрят. Ребенок сравнивает свою карточку с образцом, если они одинаковы, то задание выполнено правильно, если нет – исправляет допущенные ошибки.
Игра имеет 10 карточек – заданий.
Конверт № 3 «СОБЕРИ ПАЗЛ»
Цели: Автоматизация звука «Р»;
Развитие фонематического слуха;
Развитие внимания, мышления.
Описание: Ребенок получает квадрат с 9 клетками, в кружочках которых изображены картинки со звуком Р. Ребенок собирает пазл и проговаривает слова.
Игра имеет 3 игровых поля (звук в начале, середине и конце слов).
Конверт «СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ»
Содержит картинки сказочных персонажей:
Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, Айболит, три поросенка, Незнайка, Емеля, Чиполлино, Карабас Барабас, Карлсон, Красная Шапочка, кот Леопольд, Мойдодыр, Колобок, баба Яга.
Варианты заданий:
Определить, в каких именах сказочных героев имеется звук «Р». (В имени Карлсон есть звук «Р», в имени Баба Яга нет звука «Р»)
Определить позицию звука «Р» (начало, середина, конец слова) в названиях сказочных героев. (В имени Карлсон звук «Р» в середине слова)
Составить небольшой рассказ о сказочном герое.
Конверт «АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
Название
артикуляционного
упражнения Техника выполнения
«Блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Заборчик» Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении от 1 до 5-10.
«Лягушка» Улыбнуться без напряжения так, чтобы не были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5.
«Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.
«Гармошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
«Часики» Приоткрыть рот и водить напряженным кончиком язычка от одного уголка рта к другому.
«Слоник» Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.
«Парус» Улыбнуться и широко открыть рот. Поставить кончик язычка за верхние зубки. Стараться удерживать язычок у альвеол.
«Барабан» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнести звук «Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
«Бегемот» Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
«Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Гриб» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
«Чистим зубы» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх.
«Дятел» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнести звук «Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
«Пароход» Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы" (как гудит пароход).
«Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
! Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики ( Автор: Е. Н. Яркина)
Конверт № 6 «БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ»
Цели: Закрепление зрительного образа буквы Р;
Развитие внимания, мышления.
Описание: Ребенку предлагается карточка, на которой предложено задание помочь сказочному персонажу. Ребенок начинает выполнение задания от синей стрелки. Проходит по маршруту из правильно изображенных букв.
! В данном задании использованы картинки из пособия «Передвижки» Автор: Е. Н. Яркина)
Конверт № 7 «ВОЛШЕБНОЕ СТЕКЛО»
Цели: Автоматизация звука «Р» на уровне слова с применением цветотерапии.
Закрепление навыка согласования существительных с местоимениями.
Закрепление навыка согласования числительных с существительными.
Закрепление умения детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Описание: Ребенку предлагаются картинки со звуком «Р» в черно-белом изображении и цветная (красная) стеклянная лупа. Ребенок четко произносит слова со звуком «Р», добавляя к словам «красный/красная/ красное». (Красная рубашка, красное перо, красный ковер и другие)
Можно дополнять задания:
Упражнение «Один, два, пять»
(Одно красное перо, два красных пера, пять красных перьев).
Упражнение «Назови ласково»
(Красное перо – красное перышко)
Упражнение «Один – много»
(Красное перо – красные перья) и другие.
Конверт № 8 «КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»
Цель: Развитие мелкой моторики и речевого дыхания.
Описание: Взрослый выбирает карточку для выполнения упражнения. Объясняет, показывает правильное выполнение упражнения детям.
Картотека состоит из 15 карточек на разнообразные темы.