МААМ-картинки

Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда

Антонина Зубова
Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.

Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Публикация «Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Одним из таких средств обучения дошкольников является Лэпбук. Это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук — это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Использование таких ярких, красочных пособий позволяет решать сразу несколько коррекционных задач.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, мной изготовлен лэпбук «Звук и буква Р». Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах :

• Как наглядный материал для работы в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности;

• В ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению полученных знаний на логопедическом пункте

• В ходе индивидуальной работы родителями с детьми по закреплению полученных знаний в домашних условиях.

Цель: Развитие речи детей по всем компонентам с использованием дидактического пособия Лэпбук.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя карточки;

Учить определять место (позицию) звука [Р] в словах;

Автоматизировать звук [Р] в словах, предложениях;

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную, мелкую моторику.

Развивать фонематический слух.

Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звука [Р], дифференциации звуков [Р] - [Рь]

Формировать грамматические категории;

Развивать связную речь, расширять активный и пассивный словарь детей;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость;

Формировать самоконтроль за речью;

Побуждать к активности в получении новых знаний;

Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке «Звук и буква Р» представлены:

Конверт № 1 «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ УШКИ»

Цель: Развитие фонематического слуха на этапе дифференциации звуков «Р» - «Рь» на уровне слова в разных позициях.

Описание: Ребенку дается карточка и предлагается назвать картинки на ней с дифференцируемыми звуками «Р» - «Рь». Если в названии картинки есть дифференцируемый звук «Р», нужно закрыть ее квадратом с большим тигром, если звук «Рь» - квадратом с маленьким тигренком. Когда все картинки будут закрыты, взрослый кладет перед ребенком карточку с правильным расположением квадратов с символами дифференцируемых звуков. Ребенок сравнивает свою карточку с образцом, если они одинаковы, то задание выполнено правильно, если нет – исправляет допущенные ошибки.

Конверт № 2 «УШКИ НА МАКУШКЕ»

Цель: Развитие фонематического слуха на этапе автоматизации звука «Р» на уровне слова в разных позициях.

Описание: Ребенок получает квадрат с 9 пустыми клетками и картинки - квадраты с тигром (символом звука «Р»).

Логопед поочередно называет слова. Ребенок, услышав в слове звук «Р», закрывает клетку картинкой. Если в слове отсутствует звук «Р», клетка остается пустой. После того,

как все слова прочитаны, ребенку предлагается карточка с правильным расположением тигрят. Ребенок сравнивает свою карточку с образцом, если они одинаковы, то задание выполнено правильно, если нет – исправляет допущенные ошибки.

Игра имеет 10 карточек – заданий.

Конверт № 3 «СОБЕРИ ПАЗЛ»

Цели: Автоматизация звука «Р»;

Развитие фонематического слуха;

Развитие внимания, мышления.

Описание: Ребенок получает квадрат с 9 клетками, в кружочках которых изображены картинки со звуком Р. Ребенок собирает пазл и проговаривает слова.

Игра имеет 3 игровых поля (звук в начале, середине и конце слов).

Конверт «СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ»

Содержит картинки сказочных персонажей:

Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, Айболит, три поросенка, Незнайка, Емеля, Чиполлино, Карабас Барабас, Карлсон, Красная Шапочка, кот Леопольд, Мойдодыр, Колобок, баба Яга.

Варианты заданий:

Определить, в каких именах сказочных героев имеется звук «Р». (В имени Карлсон есть звук «Р», в имени Баба Яга нет звука «Р»)

Определить позицию звука «Р» (начало, середина, конец слова) в названиях сказочных героев. (В имени Карлсон звук «Р» в середине слова)

Составить небольшой рассказ о сказочном герое.

Конверт «АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Название

артикуляционного

упражнения Техника выполнения

«Блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Заборчик» Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении от 1 до 5-10.

«Лягушка» Улыбнуться без напряжения так, чтобы не были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5.

«Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.

«Гармошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Часики» Приоткрыть рот и водить напряженным кончиком язычка от одного уголка рта к другому.

«Слоник» Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.

«Парус» Улыбнуться и широко открыть рот. Поставить кончик язычка за верхние зубки. Стараться удерживать язычок у альвеол.

«Барабан» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнести звук «Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

«Бегемот» Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

«Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Гриб» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

«Чистим зубы» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх.

«Дятел» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнести звук «Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

«Пароход» Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы" (как гудит пароход).

«Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

! Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики ( Автор: Е. Н. Яркина)

Конверт № 6 «БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ»

Цели: Закрепление зрительного образа буквы Р;

Развитие внимания, мышления.

Описание: Ребенку предлагается карточка, на которой предложено задание помочь сказочному персонажу. Ребенок начинает выполнение задания от синей стрелки. Проходит по маршруту из правильно изображенных букв.

! В данном задании использованы картинки из пособия «Передвижки» Автор: Е. Н. Яркина)

Конверт № 7 «ВОЛШЕБНОЕ СТЕКЛО»

Цели: Автоматизация звука «Р» на уровне слова с применением цветотерапии.

Закрепление навыка согласования существительных с местоимениями.

Закрепление навыка согласования числительных с существительными.

Закрепление умения детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Описание: Ребенку предлагаются картинки со звуком «Р» в черно-белом изображении и цветная (красная) стеклянная лупа. Ребенок четко произносит слова со звуком «Р», добавляя к словам «красный/красная/ красное». (Красная рубашка, красное перо, красный ковер и другие)

Можно дополнять задания:

Упражнение «Один, два, пять»

(Одно красное перо, два красных пера, пять красных перьев).

Упражнение «Назови ласково»

(Красное перо – красное перышко)

Упражнение «Один – много»

(Красное перо – красные перья) и другие.

Конверт № 8 «КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»

Цель: Развитие мелкой моторики и речевого дыхания.

Описание: Взрослый выбирает карточку для выполнения упражнения. Объясняет, показывает правильное выполнение упражнения детям.

Картотека состоит из 15 карточек на разнообразные темы.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 13 января 2022 в 12:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Зубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД