Ольга Тамалинцева
Использование кукол би-ба-бо в занятии по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
города Балашова Саратовской области»
Непосредственно-образовательная деятельность
на тему:
«Использование кукол би-ба-бо в занятии по развитию речи»
Разработала воспитатель:
Тамалинцева О. М.
г. Балашов 2023г.
Тема: «Использование кукол би-ба-бо в занятии по развитию речи»
Публикация «Использование кукол би-ба-бо в занятии по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы Би-ба-бо
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Темочки
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Социально- коммуникативное развитие.
Цель: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с приёмами вождения кукол би-ба-бо.
Поддерживать желание детей участвовать в игре-драматизации.
Развивающие : Развивать интерес детей к театральной деятельности.
Развивать воображение, интонационно-речевую выразительность.
Воспитательные: побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Оборудование: Перчаточные куклы би-ба-бо, ширма настольная, колокольчик, сундучок, ширма, мнемотаблица, схемы эмоций, аудио запись, картинки №1-№5.
Предварительная работа: Чтение и заучивание скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей. Психогимнастика, (игровое упр. «Дин-Дон»,Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физ. минутка («Кукловод»).
Методы и приемы: Минутка вхождения в день, коммуникативное упражнение «Динь-дон-дон», словесная игра «Разминка театральная», игровое упражнение «Школа мимики», хоровое проговаривание волшебных слов, присказка, рассказ, показ иллюстраций, артикуляционная гимнастика «Театральная репетиция», речевая разминка, чистоговорки, Пальчиковая гимнастика «Куколки», словесная игра «Разминка театральная», игровое упражнение «Кукловод», Игровое упражнение «Озвучь героя», игра «Аплодисменты».
Ход НОД:
1 организационно-мотивационный этап: (звучит музыка)
- Собирайтесь дети в круг,
Я- твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Поприветствуем друг друга с помощью колокольчика
Игровое упражнение «Динь-дон-дон»
- Добрый день, Настенька, Динь-дон-дон! Здравствуй, Машенька, Динь-дон-дон! (Дети называют имя соседа в ласковой форме, передовая колокольчик).
- Какие красивые у вас имена, вы умеете ласково называть друг друга.
- Предлагаю поиграть в игру «Разминка театральная».
Сказки любите читать? (да, очень)
А в них играть? (да)
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Иль на волку, иль на козу?
Или на принца, или на Бабу Ягу? (жесты, мимика).
- Что такое мимика? (выражение нашего лица).
- Верно, а жесты? (Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы)
Игровое упражнение «Школа мимики»
Бывает, без сомнения,
У людей разное настроение.
Его я буду называть,
А вы попробуйте показать.
Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе (использование предметных картинок)
Подошла к концу разминка,
Постарались все сейчас.
А теперь вопрос для вас:
- Кто из вас помнит, с каким видом театра мы познакомились на прошлом занятии? (С настольным театром)
- Правильно, мы знакомились с настольным театром.
- Как вы думаете, почему он так называется? (Потому, что в него можно играть на столе).
- Какие еще театры есть? (Теневой, театр картинок, кукольный)
- Кто из вас был в кукольном театре?
- В кукольном театре были многие из вас, смотрели кукольные представления.
- Кто помогает оживить кукол? (Люди, кукловоды)
- Вы хотите больше узнать о кукловодах, познакомиться с историей театральной куклы и научиться, ими управлять? (да).
- Приглашаю вас посетить музей театра.
- Волшебные слова помогут нам очутиться там. Нужно закрыть глаза и всем вместе дружно произнести волшебные слова.
Хоровое проговаривание волшебных слов
Повернись, повернись и в музеи очутись.
Дети, закрывают глаза. Звучит отрывок из музыкального произведения "Приглашение в гости к сказке. " и открываются двери.
Детей встречает хозяйка музея.
2 мотивационно-поисковый этап:
- Здравствуйте, гости дорогие. Проходите. Я, хозяйка музея театра. Рассаживайтесь поудобней. Рада видеть вас.
- Давным давно в Древней Греции возникло волшебное искусство. Назвали его театральным. Театр – это такое место, куда приходят люди чтобы посмотреть представление. В этих представлениях участвовали люди и куклы (картинка №1).
И вот однажды, на свет появилась такая кукла, которую одевали на руку- как перчатку- и называли её Петрушкой (картинка №2).
- Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку. (картина №3) Он высмеивал человеческие пороки, глупость, жадность, трусость и жестокость. Эти представления проходили на улице. И у Петрушки долгое время не было своего дома. (картинка №4)
- И наконец такой дом- театр появился в Санкт Петербурге и стал он называться кукольным театром для детей. (картинка №5)
- Петрушка жил на Руси.
- Перчаточными, их называют по тому что, стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает.
- Управляет такой куклой человек, которого называют – кукловод.
- Но не думайте, что кукловодом быть так легко. Кукловод должен уметь правильно говорить и хорошо владеть своими руками. Чтобы кукла двигалась и говорила
- Добиться это можно только благодаря постоянным тренировкам и разминкам.
- Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.
- Сейчас мы с вами тоже потренируемся.
Артикуляционная гимнастика «Театральная репетиция»
-Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!
Мы - слоники.
Наши губки - хоботочки. (Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у»)
Улыбнемся как лягушки. (Произнесем «И-и-и»)
Двигаем губами от правой щеки к левой.
Двигаем губами по кругу.
Раздаем орешки щечкам.
«Прополощем рот» воображаемой водой.
- Проведём речевую разминку
Нужно произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
- Ес-ес-ес- мы идем в лес.
- Су-су-су- тихо осенью в лесу.
- Ес-ес-ес - опустел осенний лес.
- Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
Пальчиковая гимнастика
- Поиграем с пальчиками
На большом диване в ряд (Хлопки ладошки, кулачки поочередно)
Наши куколки сидят.
Две матрёшки, Чипполино (прокручивают)
И весёлый Буратино.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот как можем мы считать.
- Вот и готовы наши пальчики, чтобы оживить куклу. Но для этого мне её нужно надеть на руку. Посмотрите, на какие пальцы она надевается – на указательный, средний и большой палец. На указательный палец, надевается голова куклы, на большой и средний палец – руки куклы.
Показываю детям
- Покажите, на какие пальцы надевается кукла.
- Представьте себе, что на руке у вас кукла, покачайте головой куклы, похлопайте в ладоши (показываю двумя руками, одна рука с куклой другая без куклы).
- Я и для вас, приготовила перчаточные куколы.
Раздаю кукол детям.
- Надевайте куклу на правую руку, вспомните на какие пальчики надо надевать перчаточную куклу. Покажите ваших кукол.
- Сейчас оживим наших кукол.
- Петрушка, нам покажет, как он это делает, а мы будем повторять все движения за ним.
Игровое упражнение «Кукловод»
- Вот как хлопаем в ладоши и киваем головой, повернёмся мы направо, повернёмся мы налево и поклонимся не раз. Вот так, вот так, мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).
- Как только куклу мы одели на руку, она ожила. И начала не только двигаться но и говорить, голосом своего героя.
- Посмотрите на своих кукол, они заскучали, им хочется очень поприветствовать Петрушу.
Игровое упражнение «Озвучь героя»
- Поприветствуйте Петрушку от имени своего героя – голосом своей куклы. (Дети поочередно приветствуют петрушку).
Показ сказки «Теремок» детьми с куклами би-ба-бо.
3 рефлексивно-корригирующий этап:
Куда путешествовали?
Что запомнили?
Что понравилось?
Трудно было что-то?
Какое настроение у вас сейчас, мы узнаем по картинкам - «солнышко».
Дети берут одну картинку- «солнышко» и крепят на мольберт (эмоция).